Флагманы испанского флота: «Принц Астурийский» и «Хуан Карлос I»

Наука и техникаHi-Tech

Авианосцы постройки Италии и Испании. Часть 2: Испания

Испанский легкий авианосец R11 «Принц Астурийский»

До 1967 года ВМС Испании не имели в своем составе авианосцев. Затем в США сроком на 5 лет был взят в аренду авианосец «Кэбот», переименованный в «Дедало». В 1973 году испанское правительство выкупило его у американцев. После проведенной модернизации его водоизмещение увеличилось до 16240 т, и он вместо 40 поршневых самолетов нес 7 «Харриеров» и 20 вертолетов «Си Кинг». Однако старый корабль не мог удовлетворить растущие амбиции испанских адмиралов.

На смену авианосцу «Дедало» пришел авианесущий корабль R11 «Принц Астурийский» («Principe de Asturias»). Хотя этот корабль целиком построен в Испании, он также имеет американские корни. С 1970-го по 1974 год в США велась разработка корабля контроля моря SCS (Sea Control Ship). Программа SCS была прекращена в 1975 году по финансовым соображениям, а главное, из-за серьезных проблем в разработке сверхзвукового самолета вертикального взлета и посадки. Проект был востребован по другую сторону океана. В 1977 году в Испании при техническом содействии американских фирм «Гиббс энд Кок Бэз Айрон Уоркс» и «Сперри» началось рабочее проектирование авианосца на базе корабля SCS, который и был заложен на верфи фирмы «Эмпресса Насьональ Базан» («E. N. Bazan») в Ферроле 8 октября 1979 года. Корабль был спущен на воду 22 мая 1982 года и введен в состав флота 30 мая 1988 года. Длительный период между спуском на воду и вводом в строй был обусловлен необходимостью внесения изменений в командно-управляющую систему, а также достройки флагманского мостика для облегчения использования авианосца в роли штабного корабля.

Водоизмещение – 17200 т; основные размерения – 195,9 х 24,3 х 9,4 м; скорость – 25 узлов; дальность плавания – 6500 (20) морских миль; экипаж – 555 (90) + 208 чел. Вооружение: самолеты «Хариер-2» – 6–8; вертолеты – 10–14; 20-мм 12-ствольные ЗАК «Мерокка» – 4.

«Принц Астурийский» разрабатывался специально для использования самолетов с вертикальным и укороченным взлетом и посадкой типа «Си Харриер». Полетная палуба снабжена термостойким покрытием и имеет размеры: в длину 175,3 м и 29 м в ширину. С левой стороны смонтирована небольшая надстройка островного типа. На этом корабле впервые была применена оригинальная архитектура корпуса со значительным подъемом полетной палубы в носовой ее части по всей ширине вместо рампы (трамплина), как на английском авианосце «Инвинсибл». Такой подъем полетной палубы обеспечивает взлет самолетов типа «Си Харриер» более эффективным методом «Ски Джамп» (лыжный прыжок). Ангар площадью 2300 м² находится под полетной палубой и вмещает в себя 17 летательных аппаратов. Кроме того, на полетной палубе можно разместить еще 12 действующих единиц. Ангар корабля снабжен всем необходимым оборудованием и приборами технического обслуживания, а также постами для заправки самолетов и вертолетов, кислородом и сжатым воздухом, пополнением боекомплекта. Подача самолетов и вертолетов из ангара на полетную палубу производится двумя самолетоподъемниками, которые размещены в носу и корме корабля и, соответственно, имеют размеры: 18х9 м и 10х15 м. Грузоподъемность каждого лифта – 29 т, время подъема – 30 с.

Для подъема находящихся на плаву аварийных летательных аппаратов на полетной палубе, перед надстройкой, смонтирован подъемный кран. Надстройка имеет небольшие размеры, при этом большая часть ее объема занята дымовой трубой и каналами для подачи воздуха в машинное отделение. В надстройке также оборудован флагманский командный пост, ходовая, штурманская и оперативная рубки, а также посты управления полетами и связи. Личный состав авианосца размещается в каютах и кубриках, оборудованных в надстройке, и на палубах под ангаром. Все жилые и служебные помещения подключены к системам вентиляции и кондиционирования воздуха. В 1990 году палубу оснастили английской системой световой сигнализации DAPS, а также расширили жилые помещения авиагруппы.

Особенностью авианосца является одновальная ГЭУ, состоящая из двух газотурбинных двигателей LM2500 компании «Дженерал Электрик» («General Electric»), работающих через редуктор (1:24) на один 5-лопастный винт диаметром 6,1 м. Для подавления шума винта установлена пузырьковая система «Прерия»/«Маскер» («Pradera»/«Enmascarador»). Для малого хода (4,5 уз.) в режиме поиска ПЛ имеется вспомогательный выдвижной винт с приводом от двух электродвигателей общей мощностью 1600 л.с. Наибольшая скорость хода авианосца составляет 26 узлов. Дальность плавания крейсерской скоростью 20 узлов равна 6500 миль.

Схема общего расположения авианосца «Принц Астурийский»

На корабле обычно базируется 6–8 самолетов «Матадор» (испанское обозначение палубного самолета «Си Харриер»), 6–8 противолодочных вертолетов «Си Кинг» и 4–8 вертолетов АВ212. Более точный состав авиакрыла зависит от конкретно поставленных задач. Для формирования авиакрыла корабля Испания закупила многоцелевые боевые самолеты ВВП EAV-8B «Харриер-2» и вертолеты ПЛО SH-60B «Сихок». Стандартное авиакрыло корабля состоит из 24 самолетов и вертолетов. При необходимости оно может быть увеличено до 37 летательных аппаратов путем использования для их размещения пространства полетной палубы. Для самообороны на корабль установили 4 зенитно-артиллерийские системы «Meroka» Mod 2B, в которую входили 12 автоматических 20-мм пушек «Эрликон («Oerlikon») и 2–6 37-мм пушек.

Экипаж имеет численность в 830 человек, из которых 90 офицеров, остальные матросы, а 230 человек приходится на авиагруппу. Личный состав авианосца размещался в каютах и кубриках, оборудованных в надстройке, и на палубах под ангаром.

После вступления в строй авианосца «Принц Астурииский» вокруг него образовалось корабельное соединение, получившее название группа «Альфа», которая является составной частью испанских сил быстрого развертывания. Корабль принял участие в ряде миротворческих миссий, но в реальные боевые действия ему вступать не приходилось. 28 июня 2005 года принимал участие в международных военно-морских торжествах в Портсмуте по случаю 200-й годовщины битвы в Трафальгаре. 14 марта 2009 года участвовал в маневрах НАТО в водах южной Сардинии. 10 и 13 июня 2010 года он участвовал в мероприятиях, посвященных столетию французской военно-морской авиации. 6 февраля 2013 года легкий авианосец «Принц Астурийский» был выведен из эксплуатации ВМС Испании в резерв.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сладкая жизнь Сладкая жизнь

Белок – но сладкий. Может ли такое быть? Да!

ТехИнсайдер
PL Storage PL Storage

PL Storage — склад фэшн-идей каллигра-футуриста покраса лампаса

Собака.ru
«Ты мне не отец!»: что важно знать отчиму, чтобы наладить отношения с неродным ребенком «Ты мне не отец!»: что важно знать отчиму, чтобы наладить отношения с неродным ребенком

Как выстроить дружеские и доверительные отношения с пасынком или падчерицей?

Psychologies
Трехногого робота-прыгуна испытали в условиях микрогравитации Трехногого робота-прыгуна испытали в условиях микрогравитации

Робот-прыгун может переворачиваться в полете с помощью движений ног

N+1
Оксана Милковская Оксана Милковская

Кажется, Оксана Милковская открыла новые пределы комфорта

Собака.ru
Как выглядит настоящая мимоза, ведь то, что мы называем мимозой, вовсе не мимоза! Как выглядит настоящая мимоза, ведь то, что мы называем мимозой, вовсе не мимоза!

Только черт и знает, как называется цветы, которые мы называем мимозой

ТехИнсайдер
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
Небермудский треугольник: как мы становимся заложниками собственной ролевой игры в отношениях Небермудский треугольник: как мы становимся заложниками собственной ролевой игры в отношениях

В чем суть треугольника Карпмана и его опасность, а главное: как из него выйти?

Psychologies
Что мы узнали о Павле Дурове из интервью Такеру Карлсону: 5 фактов Что мы узнали о Павле Дурове из интервью Такеру Карлсону: 5 фактов

Создатель «ВКонтакте» и Telegram дал первое масштабное интервью

Psychologies
«Наденьте кислородную маску сначала на себя»: 5 уроков о личной отвественности «Наденьте кислородную маску сначала на себя»: 5 уроков о личной отвественности

Как здоровые отношения с личной ответственностью делают нас увереннее в себе?

Psychologies
Искусство общения Искусство общения

Как избежать конфликтных ситуаций и найти компромиссные решения

Лиза
«Это все квантовая физика! Непочтительное руководство по фундаментальной природе всего» «Это все квантовая физика! Непочтительное руководство по фундаментальной природе всего»

Как теория Дэвида Бома отрицает свободу воли

N+1
Как принять правильное решение? Как принять правильное решение?

Что мешает нам сделать правильный выбор?

Здоровье
План «Б» План «Б»

Истории звезд о казусах во время путешествий по миру

Grazia
5 армянских блюд с лавашем, о которых вы могли не знать 5 армянских блюд с лавашем, о которых вы могли не знать

5 традиционных армянских блюдах, в состав которых входит лаваш

СНОБ
Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете

Ледниковый шельф Уилкинса в Антарктиде демонстрирует признаки нестабильности

Inc.
Лучи добра: как свет влияет на наше здоровье и настроение? Лучи добра: как свет влияет на наше здоровье и настроение?

Свет действительно сильно влияет на физическое и на ментальное состояние людей

Правила жизни
10 цитат Германа Роршаха, которые помогут разглядеть суть вещей 10 цитат Германа Роршаха, которые помогут разглядеть суть вещей

Герман Роршах пришел к любопытным выводам о мышлении человека

Psychologies
Как женщине понять мужчину: рекомендации психолога Как женщине понять мужчину: рекомендации психолога

Как понять мужскую психологию?

Psychologies
Темный туризм: 5 причин, почему нас тянет в Чернобыль и Аушвиц Темный туризм: 5 причин, почему нас тянет в Чернобыль и Аушвиц

Темный туризм: неодолимое желание столкнуться с темной стороной реальности

Psychologies
Бизнес вышел на охоту за инвесторами Бизнес вышел на охоту за инвесторами

О планах провести IPO заявляют компании, которые хотят усилить свой бренд

Монокль
Шариковая ручка: долгий путь к человеку Шариковая ручка: долгий путь к человеку

История обычной шариковой ручки

Зеркало Мира
6 техник, чтобы справиться с одиночеством 6 техник, чтобы справиться с одиночеством

Можно ли не бороться с ощущением одиночества, а принять его

Psychologies
«Я не обязана соглашаться на чужие условия»: письмо всем, кто старается угождать людям «Я не обязана соглашаться на чужие условия»: письмо всем, кто старается угождать людям

Как перестать угождать всем подряд и научиться говорить «нет»

Psychologies
Подвязочные змеи прошли обонятельный аналог зеркального теста Подвязочные змеи прошли обонятельный аналог зеркального теста

Биологи провели обонятельный зеркальный тест с подвязочными змеями

N+1
Когда появятся реактивные истребители шестого поколения Когда появятся реактивные истребители шестого поколения

Чем живет и дышит современная воздушная техника?

Maxim
Что смотреть в выходные: 6 новых российских сериалов, которые вы могли пропустить Что смотреть в выходные: 6 новых российских сериалов, которые вы могли пропустить

Новые отечественные сериалы: от серьезных драм до кринж- и метакомедий

Правила жизни
Бескишечные морские черви, нефть, газ и жизнь на других планетах Бескишечные морские черви, нефть, газ и жизнь на других планетах

За чей счет существуют классические погонофоры?

Наука и жизнь
6 неочевидных признаков рабочего стресса. Как восстановиться после выгорания? 6 неочевидных признаков рабочего стресса. Как восстановиться после выгорания?

Как понять, когда причиной вашего стресса является именно работа?

Psychologies
Аракчеевы Аракчеевы

Род Аракчеевых до сих пор ассоциируется с мрачным периодом в истории России

Дилетант
Открыть в приложении