Насколько обоснована защита авторских прав и как быть с компьютерным кодом
Охрана плодов интеллектуального труда не самая очевидная вещь. Например, безостановочная поступь научного прогресса и многих технологических новаций зиждется на математике, но математические расчеты и решения не охраняются патентами и не принадлежат по 70 лет после смерти ученого наследникам
Злые языки утверждали, что Наталья Пушкина убила своего мужа, солнце русской поэзии, дважды: сначала послужив поводом для смертельной дуэли, а затем на лишние 25 лет лишив общественность возможности наслаждаться трудами Александра Сергеевича. Дело в том, что именно на этот срок царь Александр II, по ее просьбе, увеличил период охраны авторских прав на все, что написал поэт. В 1887 году, когда и этот срок истек, в России вышло сразу 163 издания работ Пушкина, которые разошлись общим тиражом в полтора миллиона экземпляров — невероятные цифры для страны, где до поголовной грамотности было еще очень далеко. Это тоже наглядная иллюстрация изолирующей силы таких законов.
Некоторые великие писатели (Гюго, Толстой), наоборот, не хотели, чтобы права на их литературное наследие принадлежали узкому кругу частных лиц, предпочитая, чтобы оно стало общественным достоянием. Наследники, впрочем, не всегда с пониманием относились к таким порывам души: жена Толстого Софья Андреевна до самой смерти судилась за них с дочерью Александрой, которой писатель поручил воплотить его желание в жизнь. Даже сегодня свободные публичные лицензии Creative Commons не панацея — потенциальные наследники могут их оспорить и сделать недоступными для бесплатного пользования общественностью.
Книга «Кому принадлежит это предложение?», написанная литературоведом из Принстона Дэвидом Беллосом и Александром Монтагю, юристом, специализирующимся на праве интеллектуальной собственности, рассказывает о нетривиальной истории и неопределенном будущем авторского права. «Современное авторское право, — утверждают они, — стоит не на последовательных принципах, а на словесной софистике. Длинная череда сомнительных аналогий и игр со значением слов привела нас туда, где мы сейчас находимся». О каких аналогиях и натяжках идет речь?