Наша эра. К юбилею Леонида Парфенова
26 января исполняется 60 лет Леониду Парфенову — автору и ведущему проекта «Намедни», патентованному исследователю «советской античности» и главному законодателю мод на российском телевидении, чей фирменный стиль и манеру держаться в кадре перенимают до сих пор. «Сноб» рассказывает о том, что сделал Парфенов для отечественного ТВ, о силе его экранного образа и самых важных для индустрии находках.
Рассказал о телевидении перестройки
В 1990 году бывший спецкор молодежной редакции Центрального телевидения Леонид Парфенов и телеобозреватель Елена Чекалова выпустили книгу «Нам возвращают наш портрет» — сборник критических заметок по горячим следам о советских телепрограммах, появившихся в годы горбачевской гласности. Авторы последовательно разбирали хиты тогдашнего эфира («Взгляд», «600 секунд», «До и после полуночи», «Музыкальный ринг», «Пятое колесо» и т. д.), расспрашивали его главных героев и рассуждали о причинах зрительского успеха. Кажется, именно здесь Парфенов впервые открыто высказал основные претензии к советскому телевидению эпохи застоя — как с точки зрения производителя, так и с позиции рядового зрителя. И тот и другой невозможно устали от долгих лет казенщины, ритуальных формальностей, демагогии, штампов и в конечном счете смертельной скуки официоза, никак не отражающего жизнь вокруг.
Основал «Намедни»
Самый известный бренд Парфенова, «Намедни», уже давно воспринимается как второе имя классика и самостоятельный жанр. В разное время проект успел побывать обзором событий в стране и мире, программой неполитических новостей, воскресным тележурналом, документальным сериалом, многотомником и даже караоке. Последние на сегодня выпуски проекта создавались в формате ютьюб-шоу.
Наибольшую популярность завоевали эпизоды «Намедни 1961–2003. Наша эра» — грандиозного документального цикла о наследии советской эпохи и приметах того времени. Демонстративный отказ Парфенова от иерархии сюжетов и тем внутри каждой программы у одних вызывал восторг, у других — шок. Неожиданные комбинации нередко предполагали соседство на грани фола: катастрофы и кинопрокат, космос и бижутерия, некролог и анекдот. В пестром еженедельнике «Намедни», пришедшем на смену «Итогам» Евгения Киселева, комментировали новости из Кремля, показывали репортажи-трипы и ставили новые серии «Масяни».
Подобные эксперименты с версткой случались и раньше (в программе «До и после полуночи» попеременно шли репортажи на злобу дня и клипы звезд эстрады, во «Взгляде» проблемы кооперации наряду с экономистами обсуждал Виктор Цой), но «Намедни» возвели казус в принцип: высокое с низким и частное с глобальным, как не раз объяснял Парфенов, рифмует не редакция, а ход жизни.