Стартапы-умники: что нужно помнить перед запуском наукоемкого продукта
Диптех-проекты привлекают все больше внимания целевой аудитории и инвесторов: в 2017-м общая стоимость всех «единорогов» из этой сферы не превышала $1 трлн, а в этом году планка может вырасти до $5 трлн. Больше 500 стартапов-миллионников по всему миру занимаются высокотехнологичными задачами на стыке нескольких наук: например, MindMaze ускоряет реабилитацию пациентов с помощью VR, а Volocopter планирует пересадить горожан на летающие электротакси. И звездные компании, и начинающие фаундеры сталкиваются с одними и теми же вызовами: как позиционировать и продавать непонятный для большинства продукт, привлекать долгосрочные инвестиции и управлять междисциплинарной командой. Об этом — в колонке Алексея Федорова, руководителя научной группы Российского квантового центра и основателя облачной платформы QBoard.
Не торопиться и не хватать звезд с неба
Третий закон Артура Кларка, известного ученого и футуролога, гласит: продвинутые технологии воспринимаются как магия. Другими словами, если компания — высокотехнологичный новатор, ее решения могут опережать понимание аудитории и проблемы рынка. Как, например, появление квантовой криптографии в 80-х опередило потребность человечества в новых способах защиты информации.
Так с какими конкретными сложностями из-за незрелости рынка может столкнуться диптех-стартап?
Инновация плохо продается не только потому что о ней мало знают, но и потому что еще нет реальной демонстрации ее работоспособности. Новаторам важно больше рассказывать про свою работу, показывать ее значимость широкой аудитории. Это поможет привлечь деньги и экспертизу.
Если взять тему квантовых технологий, может показаться, что она популярна. Однако мало кто знает, что квантовые вычисления уже применяют в автомобилестроении, логистике и фармацевтике такие крупные компании, как BMW, Goldman Sachs и Speedel, — ускоряют моделирование и прототипирование, прогнозируют реакции, оптимизируют процессы.