На изящном: древнегреческий «Холостяк», или Какой миф лежит в основе картины художника школы Рубенса «Несс и Деянира»
В рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров мирового искусства. В новом выпуске — разбираемся, что стоит за картиной учеников Рубенса «Несс и Деянира» и вспоминаем (кстати, не в первый раз) неугомонного Геракла и его похождения, богато отраженные в живописи.
В Государственном Эрмитаже выставлена картина авторства школы Питера Рубенса «Несс и Деянира», на которой изображен довольно важный для греческой мифологии сюжет. Сейчас объясню почему.
Как я уже писала ранее, в жизни Геракла был непродолжительный период условного рабства у лидийской царицы Омфалы.
Но прежде он успел жениться. Это произошло еще до того, как Эврит отказал ему в руке Иолы и прогнал Геракла из Ойхалии. К слову об Иоле: эта женщина оказалась опаснее Елены Троянской, можно даже сказать, что Иола — скорее троянский конь.
Однако вернемся к Гераклу. Герой был намерен остепениться, поэтому пришел к царю Ойнею в Калидон, город Этолии, просить руки его дочери Деяниры. Но просто так Ойней ее не отдавал — к красавице сватался речной бог Ахелой, и царь решил, что дочь достанется победителю.
Геракл выиграл бой и получил обещанный живой приз. Да, посредством убийства Ахелоя, но он же все-таки сын Зевса, насилие — его любимый кинк.
После свадьбы Геракл с Деянирой несколько лет жили во дворце Ойнея. Однажды во время пира прислуживавший там мальчик то ли принес воду для омовения ног вместо воды для омовения рук, то ли случайно пролил воду на ноги Геракла — в общем, совершил, с точки зрения человека, который славился множеством бессмысленных тяжких и особо тяжких преступлений, что-то непростительное. Геракл относительно легко ударил мальчика, но тот упал замертво. Обошлось без рабства, так как отец мальчика его простил. Но оставаться в гостях было немного странно, the vibes were off, как говорится, поэтому Геракл с Деянирой отправились в Тиринф.
Тут мы и переходим к сюжету картины, который, конечно, описан Овидием в «Метамормозах» и еще в трагедии Софокла «Трахинянки» («девушки из города Трахина»). По пути в Тиринф нужно было переправиться через реку Эвену. Единственным способом сделать это была спина кентавра Несса, который за плату перевозил путников на другой берег.