Полет фантазии: произведения Рихарда Вагнера в пяти фильмах

22 мая исполняется 212 лет со дня рождения Рихарда Вагнера — одного из самых известных классических композиторов в мире, автора множества произведений, которые стали известны на весь мир и обрели статус вечных сокровищ искусства. Музыка Вагнера использовалась более 70 раз в самых разных фильмах, от «Андалузского пса» Луиса Бунюэля до «Субстанции». Кинокритик Иван Афанасьев вспомнил пять известных фильмов, в которых звучат фрагменты из сочинений немецкого композитора.
«Апокалипсис сегодня»
Пожалуй, самый известный пример использования музыки Рихарда Вагнера — после картины Фрэнсиса Форда Копполы «Полет валькирий», можно сказать, «прописался» в кинематографе. Между тем стоит сказать, что это не отдельное произведение, как часто многие думают, а лишь вступление к опере «Валькирия», второе в цикле «Кольцо нибелунгов», состоящем аж из четырех монументальных произведений (кстати, некоторые называют «Полет» увертюрой — это тоже неправильно). Сам Вагнер был категорически против того, чтобы оперы из «Кольца» исполнялись отдельно друг от друга, — он настаивал на том, что они должны исполняться одна за другой (что занимало не менее 15 часов). Что ж, будь он жив сейчас, то ошалел бы от того, как используют небольшой фрагмент его произведения: отдельно его исполняли более чем в двух десятках фильмов, от «Рождения нации» Дэвида Уорка Гриффита до «Соника в кино». Но именно благодаря сцене атаки вертолетов на корейскую деревню «Полет валькирий» стал классикой, кхм, использования классики в кино, в том числе в различных пародиях на этот эпизод.
«Великий диктатор»

Как известно, Гитлер обожал и популяризировал музыку Вагнера — из-за этого в некоторых странах даже после войны запрещали исполнять его музыку. Например, в Израиле до сих пор действует негласный запрет на произведения композитора — не только из-за памяти о холокосте, но и из-за того, что Вагнер, как и его самый известный поклонник, был антисемитом. Что не отменяет потрясающей красоты его музыки. Например, еще одной знаменитой прелюдии — на этот раз к опере «Лоэнгрин», — которую, кстати, тоже любят ошибочно называть увертюрой (если по-простому, то увертюра — это отдельное произведение, а не часть другого). Эта музыка играет в первом звуковом фильме Чарли