Уже не косметика, но еще не лекарство: чем опасна космецевтика

В 2024 году мировой рынок космецевтики (косметики с активными ингредиентами) оценивался в $68 млрд, а к 2032-му он вырастет до $138 млрд. В России ее доля в общих продажах косметических средств приблизилась к 45%, но вместе с ростом спроса увеличивается и количество пациентов врачей-косметологов, которые приходят с жалобами на побочные эффекты активной косметики. Врачи-косметологи и производители косметики сейчас обсуждают меры, которые могут снизить риски при использовании космецевтики. Чем опасно ее бесконтрольное применение и какие ограничения предлагается ввести — в материале Forbes Healthcare.
По данным Fortune Business Insights, oбъем мирового рынка космецевтики растет: в 2024 году он оценивался в $68 млрд, а к 2032-му должен вырасти до $138 млрд. В исследовании оценивали продажи средств по уходу за кожей (антивозрастных, отбеливающих, солнцезащитных, против угревой сыпи), за волосами (против перхоти, выпадения), за полостью рта, а также антицеллюлитных средств, ботулотоксина и других инъекционных филеров. По прогнозу, среднегодовой темп роста рынка составит 9,3%. Быстрее всего космецевтика развивается в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Главными драйверами роста авторы исследования называют рост кожных заболеваний, увеличение интереса к натуральным продуктам и развитие онлайн-торговли.
Россия входит в топ-10 стран, где продажи косметики с активными ингредиентами растут. По данным DSM Group, по итогам 2024 года продажи в аптеках космецевтики выросли на 10,1%, ее доля в общих продажах косметики составила 44,8%. Продажа средств с активными ингредиентами никак не регламентируется, поскольку продукты космецевтики не являются лекарственными средствами и подпадают под гораздо более мягкое регулирование.
Самолечение
Под кожными заболеваниями, которые увеличивают спрос на активную косметику, в первую очередь, понимается акне. В 2023 году научно-практический журнал для врачей «Медицинский совет» писал, что акне все чаще регистрируется у взрослых женщин, начиная с 20 лет. Среди причин называют стресс, курение, злоупотребление косметикой, диетой и гормональными препаратами. Заболевание может привести к гиперпигментации и рубцеванию. Основатель проекта ProBeauty Agency Елена Эбади говорит, что, по ее наблюдениям, рост заболеваемости акне действительно большой и косметика с активными ингредиентами помогает бороться с этой проблемой.
Ключевое отличие космецевтики от косметики заключается в том, что косметика работает на поверхности эпидермиса — увлажняет и питает кожу, а средства с активными ингредиентами направлены на борьбу с определенными проблемами, разъясняет различие терминов кандидат медицинских наук, главный врач сети VIP Clinic Екатерина Круглик. Само слово космецевтика возникло из двух составляющих — косметики и фармацевтики. Но концентрации активных веществ не настолько высокие, чтобы отнести эти средства к фармацевтическим продуктам.
Екатерина Круглик перечисляет возможные активные ингредиенты: «Это биоактивные компоненты — ретинол, пептиды, витамины, кислоты. За счет этих ингредиентов средства способны влиять на клеточные процессы с помощью стимуляции или эксфолиации — отшелушивания верхнего ороговевшего слоя кожи, после чего происходит обновление тканей».
Еще один пример активных веществ — это альфа-гидроксикислоты или АНА-кислоты, водорастворимые кислоты, которые разрушают верхний слой эпидермиса и производят эффект отшелушивания. К этим веществам относятся гликолевая — самая распространенная АНА-кислота для борьбы с ранними возрастными изменениями, лимонная, чей отбеливающий эффект всем известен, а также яблочная, винная и молочная кислоты. Признак того, что косметическое средство относится к космецевтике — высокое процентное содержание активных ингредиентов, говорит Екатерина Круглик: «На космецевтическом средстве должно быть указание конкретной концентрации действующих веществ. Например, ретинол 1% или 0,5%, гликолевая кислота 10% — все это высокие концентрации».