История некогда многообещающего стартапа «Сделано»

ForbesБизнес

Почему Kismet продала сервис по ремонту квартир «Сделано» и при чем тут ПИК

Ксения Демидкина

Один из готовых объектов по ремонту квартир от компании «Сделано» (Фото «Сделано». Капитальный ремонт квартир/Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена))

Основатель журнала «Афиша» Илья Осколов-Ценципер и глава архбюро Lofting Илья Шаргаев создали сервис по ремонту квартир под ключ «Сделано» в 2015 году. За три года стартап увеличил выручку до 285 млн рублей, но в 2018-м столкнулся с кассовым разрывом и в итоге «с дисконтом» был куплен Kismet Capital Group Ивана Таврина. В 2021 году проект снова сменил владельца — сейчас его развивает бывший топ-менеджер Kismet, а все ремонты, заказанные у «Сделано», выполняет «ПИК-Ремонт», выяснил Forbes.

В 2018 году сервис по ремонту квартир под ключ «Сделано» находился на пике роста: достиг годовой выручки в 285 млн рублей, привлек за три года суммарно $5 млн инвестиций и договорился на новый инвестраунд с крупным девелопером. Но сделка сорвалась, «Сделано» оказался в ситуации кассового разрыва, а его основатели, Илья Осколов-Ценципер и Илья Шаргаев, начали экстренно искать способы спасти бизнес.

В начале 2019-го предприниматели продали убыточный сервис «с дисконтом» компании Kismet Capital Group (KSG) бывшего гендиректора «Мегафона» и владельца медиахолдинга «1 Медиа» Ивана Таврина, рассказывает Forbes Илья Шаргаев. Таврин был уверен, что из компании можно вырастить лидера рынка. За год KSG инвестировала в «Сделано» несколько сотен миллионов рублей, но так и не смогла сделать его прибыльным.

В начале 2021 года ремонтный сервис у KSG выкупил ее бывший инвестиционный директор Константин Лиходедов. Он нашел сервису партнера в лице девелопера ПИК; сейчас все заказы на ремонты, которые поступают в «Сделано», выполняет сервис «ПИК-Ремонт», выяснил Forbes. Средства, которые партнер перечисляет стартапу «за генерацию лидов», поддерживают его жизнь «в районе нуля» или с небольшой прибылью, говорит Лиходедов. Он надеется, что проект вскоре привлечет нового инвестора.

Forbes вспомнил историю некогда многообещающего стартапа и поговорил с его бывшими и текущим владельцами, конкурентами и экспертами о причинах неуспеха и возможности привлечь нового инвестора.

Строящийся жилой комплекс застройщика ГК ПИК (Фото Валерия Шарифулина/ТАСС)

Бригада на удачу

Идея стандартизировать ремонт типовых квартир пришла основателю журнала «Афиша» Илье Осколову-Ценциперу в 2014 году. Он рассказал о ней Илье Шаргаеву, партнеру архбюро Lofting, которое занималось интерьерами в премиальном сегменте. Вместе приятели «осмыслили задумку и превратили ее в концепцию конвейерного ремонта», рассказывает в беседе с Forbes Шаргаев. Концепция подразумевала отделку квартир в типовых домах, в предварительно разработанных стилях и с заранее подобранными материалами. Если ограничить набор компонентов, можно сделать ремонты дешевле, качественнее, а сроки — более предсказуемыми, рассуждает Шаргаев: «Миссия виделась нам в том, чтобы сделать отделку квартиры событием в жизни человека — таким же простым и приятным, как покупка нового автомобиля».

По данным СПАРК, в конце 2014 года Осколов-Ценципер и Шаргаев на паритетных правах зарегистрировали под идею ООО «Конструктор ремонта». Шаргаев стал гендиректором этой компании, а Осколов-Ценципер, со слов своего партнера, занялся общей стратегией, брендом и сервисным дизайном. Сам Осколов-Ценципер отказался обсуждать с Forbes вопросы, касающиеся этого проекта.

В начале 2015 года в качестве главного архитектора к проекту присоединился преподаватель Московского архитектурного института и партнер дизайнерского агентства «Ценципер» Марко Михич-Ефтич. Вместе с ним партнеры разработали дизайн-проект отделки для серии панельных домов П-44Т. Затем они проанализировали другие серии типовых домов и в итоге весной 2015 года запустили сервис «Сделано» с возможностью заказать два универсальных дизайна — «Стокгольм» и «Париж», отражающих в общих чертах массовый вкус. Впоследствии Михич-Ефтич, по собственным словам, получил опцион в стартапе и стал отвечать за весь клиентский блок — продукт, маркетинг и продажи.

Основатели вложили в проект около $200 000 из собственных накоплений, писал РБК. По словам Шаргаева, в 2015-м стартап получил финансирование от нескольких частных инвесторов — друзей и первых сотрудников, и общая сумма стартовых вложений достигла $300 000. В мае 2015-го Шаргаев и Осколов-Ценципер зарегистрировали на паритетных правах еще одно юрлицо — «Сделано. Москва».

Первых заказчиков основатели нашли через Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), опубликовав на своих страницах в соцсети посты о запуске сервиса (на Осколова-Ценципера в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) подписаны более 5000 человек, на Шаргаева — более 400). Анонс сразу принес им почти 200 откликов, утверждает Шаргаев. С осени 2015-го «Сделано» начал давать таргетированную рекламу, а к октябрю заключил 20 сделок на ремонт под ключ. Средний чек составлял 1,5 млн рублей, минимальная цена — 589 000 рублей для однокомнатной квартиры площадью 35 кв.м. Если на самом старте «Сделано» брался за отделку квартир только в панельных типовых домах, то вскоре научился работать во всех современных многоквартирных, рассказывает Шаргаев. Заявленный срок ремонтных работ составлял 50 дней.

Кроме «Сделано», с 2014 года в России существовал сервис Radme, на котором клиент мог разместить заказ, а ремонтные бригады и мастера — откликнуться. В 2015 году появился еще один проект, Smetus, который позволял рассчитать необходимое количество материалов и их стоимость в зависимости от планировки и расположения квартиры. Но полных аналогов у «Сделано» на российском рынке не было, утверждает Михич-Ефтич. По его словам, сервисы для автоматизации строительства только начинали свой путь, а рынок выглядел дико: «Либо ты работаешь с архитектором и его прорабом — и это стоит дорого, либо просто ищешь бригаду наудачу».

Команда компании «Сделано» (Фото с сайта sdelano.ru)

Знаковый и убыточный

По данным СПАРК, в 2015 году суммарная выручка двух юрлиц компании составила 11 млн рублей, но их деятельность принесла убыток почти в 21 млн рублей. Шаргаев отказался раскрывать и комментировать любые финансовые показатели «Сделано».

В 2016 году, согласно СПАРК, выручка «Сделано» увеличилась почти до 100 млн рублей, бизнес даже принес прибыль в 2 млн рублей. Но в следующем году произошел откат — до 26 млн рублей выручки и 82 млн рублей убытка. Расходы в период роста финансировали инвесторы: например, в ноябре команда «Сделано» привлекла 20 млн рублей от бизнес-ангелов Алексея Менна и Бориса Жилина, а в июне 2017 года — еще 50 млн рублей от инвестиционного холдинга «Авенир» и венчурного фонда Cabra.vc. Интерес инвесторов был связан с тем, что «Сделано» в те годы был наиболее знаковым проектом на рынке благоустройства, считает основатель сервиса Radme и приложения My Renovation Сергей Азбаров: «Один из наиболее частых вопросов [инвесторов] того времени к сервисам для обустройства дома был: «А чем вы отличаетесь от «Сделано»?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как понять, что девушка влюблена в тебя, но скрывает: 13 важных признаков Как понять, что девушка влюблена в тебя, но скрывает: 13 важных признаков

Вам достаточно просто быть чуть внимательнее

Playboy
Улыбаемся и машем Улыбаемся и машем

Хватит уже планировать – пора начинать жить!

Добрые советы
Археологи нашли на Урале погребение шаманки со связанными ногами Археологи нашли на Урале погребение шаманки со связанными ногами

Памятник относится ко второй половине IV века до нашей эры

N+1
Группа «Земляне» Группа «Земляне»

Почему свобода, верность себе и танцы сегодня важнее покорения Вселенной

Vogue
Можем ли мы деградировать обратно в обезьян? Можем ли мы деградировать обратно в обезьян?

Может ли очень старый человек однажды превратиться в обезьяну?

Популярная механика
Главные нон-фикшен книги 2021 года Главные нон-фикшен книги 2021 года

Лучшие нон-фикшен книги 2021 года — в подборке «Сноба».

СНОБ
Актриса Янина Студилина: «Чудеса приходят к тем, кто в них верит» Актриса Янина Студилина: «Чудеса приходят к тем, кто в них верит»

Янина Студилина о съемках в сериале «Сестры» и секретах красоты

Cosmopolitan
Аглая Тарасова Аглая Тарасова

Аглая Тарасова — о любимых городах, людях и эмоциях

Собака.ru
Любимые автобусы страны Советов Любимые автобусы страны Советов

Самые родные автобусы времен СССР

Maxim
В чем разница между белым и коричневым сахаром В чем разница между белым и коричневым сахаром

В чем отличия между белым и коричневым сахаром, и какой из них полезнее?

Популярная механика
Выйти из операционки: миссия невыполнима? Выйти из операционки: миссия невыполнима?

Кажется, что без тебя все вмиг рухнет? Как выйти из замкнутого круга

Inc.
Вираж ФРС: как регуляторы перестали верить во «временную» инфляцию Вираж ФРС: как регуляторы перестали верить во «временную» инфляцию

Почему выходящая статистика важнее любых обещаний центральных банков

Forbes
На своей волне: как 26-летний фанат радио возглавил музыкальные проекты VK На своей волне: как 26-летний фанат радио возглавил музыкальные проекты VK

Константин Сидорков рассказал о том, как в 12 лет создал онлайн-радиостанцию

Forbes
Поймай меня, если сможешь: несколько простых советов, как скрыть подписки в инстаграме Поймай меня, если сможешь: несколько простых советов, как скрыть подписки в инстаграме

Ты можешь стать неуловимым в сети

Playboy
Как быстрее вылечить насморк: 7 советов врача Как быстрее вылечить насморк: 7 советов врача

Как избавиться от насморка и при этом не навредить себе

РБК
Мне под кожу запустить: что такое биоревитализация и для чего она нужна Мне под кожу запустить: что такое биоревитализация и для чего она нужна

Все о процедуре, которая помогает сделать кожу увлажненной и вернуть упругость

РБК
Как роман Как роман

Почему Франция — одна из законодательниц мод в книжном мире

Seasons of life
Пора украшать дом к Новому году — вот несколько простых идей Пора украшать дом к Новому году — вот несколько простых идей

Если хочется праздничного настроения, а пластиковой мишуры не хочется

Esquire
Самая главная Самая главная

Стать лидером – и не пожалеть об этом

Cosmopolitan
Квартира, замок, пещера, подземелье Квартира, замок, пещера, подземелье

10 американских кинодомов в 10 цифрах

Weekend
Можно ли с помощью лазеров уничтожать микроорганизмы? Можно ли с помощью лазеров уничтожать микроорганизмы?

Лазер как альтернатива антибиотикам

Популярная механика
Как найти смысл жизни, если вы ненавидите свою работу Как найти смысл жизни, если вы ненавидите свою работу

Как не потерять себя, ненавидя свою работу?

GQ
Сразу после зачатия: 10 важных правил поведения Сразу после зачатия: 10 важных правил поведения

Что надо учесть женщине, чтобы обеспечить будущему малышу нормальное развитие?

9 месяцев
Мир вокруг нас. Зимние птицы Мир вокруг нас. Зимние птицы

Птицы, которые даже зимой не покидают наших лесов, но их почти никто не замечает

4x4 Club
Смерть всерьез: 9 реальных трагедий на съемочной площадке Смерть всерьез: 9 реальных трагедий на съемочной площадке

Трагические истории, произошедшие прямо на съемках

Cosmopolitan
Юлия Харитонова: «Я изучаю все и везде!» Юлия Харитонова: «Я изучаю все и везде!»

Шеф-кондитер с 20-летним стажем о собственном бизнесе и настоящем шоколаде

Bones
«Если есть возможность, нужно пользоваться»: как женщины покоряют архитектурный рынок «Если есть возможность, нужно пользоваться»: как женщины покоряют архитектурный рынок

Женщины составляют меньшинство среди архитекторов, но их положение меняется

Forbes
Доминирование через еду, или кто такие фидеры и зачем они откармливают своих женщин до необъятных размеров Доминирование через еду, или кто такие фидеры и зачем они откармливают своих женщин до необъятных размеров

Рассказываем о пугающем фетише «фидеризм»

Playboy
Сергей Саркисян: Дети рецессии. Почему россияне боятся инвестировать Сергей Саркисян: Дети рецессии. Почему россияне боятся инвестировать

Число участников финансового рынка в России за последние два года выросло

СНОБ
Адриен и Клэр Адриен и Клэр

Художники Адриен Мондо и Клэр Барден — о творчестве в паре и будущем

Seasons of life
Открыть в приложении