Почему Kismet продала сервис по ремонту квартир «Сделано» и при чем тут ПИК
Основатель журнала «Афиша» Илья Осколов-Ценципер и глава архбюро Lofting Илья Шаргаев создали сервис по ремонту квартир под ключ «Сделано» в 2015 году. За три года стартап увеличил выручку до 285 млн рублей, но в 2018-м столкнулся с кассовым разрывом и в итоге «с дисконтом» был куплен Kismet Capital Group Ивана Таврина. В 2021 году проект снова сменил владельца — сейчас его развивает бывший топ-менеджер Kismet, а все ремонты, заказанные у «Сделано», выполняет «ПИК-Ремонт», выяснил Forbes.
В 2018 году сервис по ремонту квартир под ключ «Сделано» находился на пике роста: достиг годовой выручки в 285 млн рублей, привлек за три года суммарно $5 млн инвестиций и договорился на новый инвестраунд с крупным девелопером. Но сделка сорвалась, «Сделано» оказался в ситуации кассового разрыва, а его основатели, Илья Осколов-Ценципер и Илья Шаргаев, начали экстренно искать способы спасти бизнес.
В начале 2019-го предприниматели продали убыточный сервис «с дисконтом» компании Kismet Capital Group (KSG) бывшего гендиректора «Мегафона» и владельца медиахолдинга «1 Медиа» Ивана Таврина, рассказывает Forbes Илья Шаргаев. Таврин был уверен, что из компании можно вырастить лидера рынка. За год KSG инвестировала в «Сделано» несколько сотен миллионов рублей, но так и не смогла сделать его прибыльным.
В начале 2021 года ремонтный сервис у KSG выкупил ее бывший инвестиционный директор Константин Лиходедов. Он нашел сервису партнера в лице девелопера ПИК; сейчас все заказы на ремонты, которые поступают в «Сделано», выполняет сервис «ПИК-Ремонт», выяснил Forbes. Средства, которые партнер перечисляет стартапу «за генерацию лидов», поддерживают его жизнь «в районе нуля» или с небольшой прибылью, говорит Лиходедов. Он надеется, что проект вскоре привлечет нового инвестора.
Forbes вспомнил историю некогда многообещающего стартапа и поговорил с его бывшими и текущим владельцами, конкурентами и экспертами о причинах неуспеха и возможности привлечь нового инвестора.
Бригада на удачу
Идея стандартизировать ремонт типовых квартир пришла основателю журнала «Афиша» Илье Осколову-Ценциперу в 2014 году. Он рассказал о ней Илье Шаргаеву, партнеру архбюро Lofting, которое занималось интерьерами в премиальном сегменте. Вместе приятели «осмыслили задумку и превратили ее в концепцию конвейерного ремонта», рассказывает в беседе с Forbes Шаргаев. Концепция подразумевала отделку квартир в типовых домах, в предварительно разработанных стилях и с заранее подобранными материалами. Если ограничить набор компонентов, можно сделать ремонты дешевле, качественнее, а сроки — более предсказуемыми, рассуждает Шаргаев: «Миссия виделась нам в том, чтобы сделать отделку квартиры событием в жизни человека — таким же простым и приятным, как покупка нового автомобиля».
По данным СПАРК, в конце 2014 года Осколов-Ценципер и Шаргаев на паритетных правах зарегистрировали под идею ООО «Конструктор ремонта». Шаргаев стал гендиректором этой компании, а Осколов-Ценципер, со слов своего партнера, занялся общей стратегией, брендом и сервисным дизайном. Сам Осколов-Ценципер отказался обсуждать с Forbes вопросы, касающиеся этого проекта.
В начале 2015 года в качестве главного архитектора к проекту присоединился преподаватель Московского архитектурного института и партнер дизайнерского агентства «Ценципер» Марко Михич-Ефтич. Вместе с ним партнеры разработали дизайн-проект отделки для серии панельных домов П-44Т. Затем они проанализировали другие серии типовых домов и в итоге весной 2015 года запустили сервис «Сделано» с возможностью заказать два универсальных дизайна — «Стокгольм» и «Париж», отражающих в общих чертах массовый вкус. Впоследствии Михич-Ефтич, по собственным словам, получил опцион в стартапе и стал отвечать за весь клиентский блок — продукт, маркетинг и продажи.
Основатели вложили в проект около $200 000 из собственных накоплений, писал РБК. По словам Шаргаева, в 2015-м стартап получил финансирование от нескольких частных инвесторов — друзей и первых сотрудников, и общая сумма стартовых вложений достигла $300 000. В мае 2015-го Шаргаев и Осколов-Ценципер зарегистрировали на паритетных правах еще одно юрлицо — «Сделано. Москва».
Первых заказчиков основатели нашли через Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), опубликовав на своих страницах в соцсети посты о запуске сервиса (на Осколова-Ценципера в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) подписаны более 5000 человек, на Шаргаева — более 400). Анонс сразу принес им почти 200 откликов, утверждает Шаргаев. С осени 2015-го «Сделано» начал давать таргетированную рекламу, а к октябрю заключил 20 сделок на ремонт под ключ. Средний чек составлял 1,5 млн рублей, минимальная цена — 589 000 рублей для однокомнатной квартиры площадью 35 кв.м. Если на самом старте «Сделано» брался за отделку квартир только в панельных типовых домах, то вскоре научился работать во всех современных многоквартирных, рассказывает Шаргаев. Заявленный срок ремонтных работ составлял 50 дней.
Кроме «Сделано», с 2014 года в России существовал сервис Radme, на котором клиент мог разместить заказ, а ремонтные бригады и мастера — откликнуться. В 2015 году появился еще один проект, Smetus, который позволял рассчитать необходимое количество материалов и их стоимость в зависимости от планировки и расположения квартиры. Но полных аналогов у «Сделано» на российском рынке не было, утверждает Михич-Ефтич. По его словам, сервисы для автоматизации строительства только начинали свой путь, а рынок выглядел дико: «Либо ты работаешь с архитектором и его прорабом — и это стоит дорого, либо просто ищешь бригаду наудачу».
Знаковый и убыточный
По данным СПАРК, в 2015 году суммарная выручка двух юрлиц компании составила 11 млн рублей, но их деятельность принесла убыток почти в 21 млн рублей. Шаргаев отказался раскрывать и комментировать любые финансовые показатели «Сделано».
В 2016 году, согласно СПАРК, выручка «Сделано» увеличилась почти до 100 млн рублей, бизнес даже принес прибыль в 2 млн рублей. Но в следующем году произошел откат — до 26 млн рублей выручки и 82 млн рублей убытка. Расходы в период роста финансировали инвесторы: например, в ноябре команда «Сделано» привлекла 20 млн рублей от бизнес-ангелов Алексея Менна и Бориса Жилина, а в июне 2017 года — еще 50 млн рублей от инвестиционного холдинга «Авенир» и венчурного фонда Cabra.vc. Интерес инвесторов был связан с тем, что «Сделано» в те годы был наиболее знаковым проектом на рынке благоустройства, считает основатель сервиса Radme и приложения My Renovation Сергей Азбаров: «Один из наиболее частых вопросов [инвесторов] того времени к сервисам для обустройства дома был: «А чем вы отличаетесь от «Сделано»?