Фальк и египетская синяя: как в картине советского авангардиста нашли античный пигмент
Крошечная крупинка краски едва не погубила любителя подделывать картины в фильме «Как украсть миллион», но в реальности он, скорее всего, попал бы за решетку. Галереи и аукционные дома почти всегда отдают картины на экспертизу, поскольку даже одна проскочившая подделка грозит навсегда испортить им репутацию. Иногда в результате технико-технологических исследований возникают неожиданные открытия: другие изображения под верхним слоем краски, особенности в смешении красок художником или необычные компоненты красок. Об одной из таких неожиданностей мы расскажем.
Летом 2021 года на аукцион галереи Леонида Шишкина выставили картину «Береза. Весна» кисти Роберта Фалька. Картину оценили в 18-22 миллионов рублей — она стала самой дорогой из представленных, хотя и осталась не проданной. Описание гласит, что работа относится к раннему периоду творчества Фалька: она была написана в 1907 году, когда он учился на втором курсе Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Название и дата соответствуют записям в «Дневнике художника», где Роберт Фальк зарисовал композицию с комментариями «Береза / 14×16 <вершков> / есть». Черно-белая фотография этой же картины есть в каталоге всех живописных работ Фалька, изданном в 2006 году. Также «Береза» упоминается в двух книгах авторства самого Фалька: «Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике», изданной в 1981 году и в «Художественном дневнике» (2002 год).
На картине в зелено-голубых тонах изображена береза весной. На оборотной стороне холста — фрагмент (верхняя часть) этюда «Обнаженный натурщик в светло-зеленой шапке». Он написан в тот же год, что и пейзаж, но немного раньше, на занятиях в училище. Фальк часто разрезал использованные холсты, переворачивал их и писал новые картины.
В «Дневнике художника» этот этюд тоже упоминается. Роберт Фальк зарисовал первоначальное изображение и прокомментировал: «уничто<жено>», и на обороте верхней половины этюда натурщика был написан пейзаж «Береза».
Подписи и даты на картине нет, однако на оборотной стороне поверх фрагмента изображения обнаженного, прикреплен сертификат с указанием автора и года создания произведения, подписанный вдовой художника Ангелиной Щекин-Кротовой. Такими документами она снабжала все работы, которые передавала после смерти художника в музейные и частные коллекции. В 1962-1964 годах картину у нее приобрел коллекционер Виктор Варшавский, затем ее передавали в семье по наследству.
Провенанс (документированная история картины) у «Весны» хороший: о ней есть публикации в книгах и сертификат с подписью вдовы художника, однако бывали случаи, когда и такие документы, которые якобы подтверждали историю произведения искусства, фальсифицировали.
В 2016 году, чтобы удостовериться в подлинности картины и получить этому документальное подтверждение, владелец отдал «Березу» на изучение экспертам научно-исследовательской независимой экспертизы (НИНЭ) имени Павла Третьякова. Искусствоведы НИНЭ подтвердили авторство Роберта Фалька, а их коллега Ирина Шибанова провела химическое исследование красочного слоя.
Химики в искусстве
Химики часто разоблачают подделки. Стереотипный сценарий такого разоблачения: химический анализ показывает присутствие пигментов, которые в годы жизни художника еще не были изобретены или не продавались.
Одной из громких историй последних лет стало судебное разбирательство о продаже приписываемой Борису Григорьеву картины «В ресторане». Тогда подделку выдали фталоцианиновые пигменты, которые художник использовать не мог, так как такие краски начали производить в середине ХХ века, уже после его смерти.
Технико-технологическая экспертиза основана на данных химического анализа состава красок, холста и грунта. Обычно в ходе такой экспертизы определяют набор пигментов, связующее вещество и состав грунта, если он есть. Для этого специалисты отбирают образцы красок основных цветов на картине и исследуют их состав. По этим данным и информации о производстве и использовании обнаруженных материалов в истории живописи эксперты делают вывод о времени создания картины.