«Если клиенты видят халяльный логотип, это придаёт им уверенности в продукте»: как устроен исламский банкинг в Индонезии
Местные финтех-стартапы могут развиваться только после одобрения представителей исламского духовенства. Какие сложности преодолевают предприниматели, чтобы создать приложение по законам шариата, — в пересказе Rest of World.
Сертификат соответствия законам шариата
В Индонезии 220 млн мусульман и ежегодно они тратят $224 млрд, пишет издание. Чтобы охватить потенциальных пользователей, финтех-стартапам нужно пройти сертификацию по шариату, которую проводит Совет улемов Индонезии (Majelis Ulama Indonesia или MUI).
Он состоит из богословов и священнослужителей со всей страны и влияет на повседневную жизнь индонезийцев. Например, организация проводила халяльный аудит продуктов: проверяла соответствие молока и лапши быстрого приготовления религиозным критериям.
MUI проверяет сервисы p2p-переводов денег, приложения мобильных банков и биржевые сайты, а его подразделение Dewan Syariah Nasional (DSN) выдаёт платформам сертификаты, подтверждающие их соответствие шариату. Председатель DSN — вице-президент Индонезии Мааруф Амин, который в ноябре 2019 года объявил «шариатизацию» экономики приоритетом для развития страны.
Для получения сертификата стартапы должны соблюсти 154 фетвы из свода правил.
Фетва — решение по какому-либо вопросу, которое выносит муфтий или другой религиозный авторитет, на основе принципов ислама и прецедентов мусульманской юридической практики.
Каждый год туда добавляются новые фетвы относительно цифровых банков — там есть положения о криптовалюте и онлайн-операциях на товарно-сырьевых рынках. Так MUI влияет на ранние этапы разработки цифровых продуктов, применяя знания традиций и учений ислама.
Кредиты без процентов
Шариат запрещает риба — взимание процентов. Проценты, гарантированная прибыль и ростовщичество в исламе считаются несправедливыми по своей сути, поэтому вместо традиционной модели применяется мудараба.
Мудараба — депозит, когда клиент передаёт деньги в банк. Тот действует как управляющий и вкладывает средства в различные проекты, а пользователь получает не фиксированный процент, а долю прибыли от участия в инвестировании.
Прибыль, полученная в проекте, делится между банком и клиентов в заранее оговоренном размере. Банк не даёт гарантий возврата вложенной суммы в случае неудачи проекта, но и не берёт комиссию за управление деньгами пользователя.