Можно ли «испортить» ребенка?
«Он просто капризничает!», «Оставь поплакать!», «Ты его избалуешь!». Такие комментарии нередко можно услышать, особенно от людей старшего поколения. Многих так и растили, боясь «любить слишком сильно». Есть ли зерно истины в таком подходе?
Для начала стоит отметить, что непрошеные советчики, уверенные в своей экспертности, очень раздражают. Многим родителям приходилось общаться с ними и учиться отказываться от «ценных указаний».
Откуда берутся идеи?
«Кажется, что эти советчики хотят, чтобы дети с младенчества стали взрослыми», — пишет профессор психологии Дарсия Нарваэс и сравнивает такой подход с теориями ранних бихевиористов, в частности, Джона Уотсона. В руководстве по воспитанию от 1928 года он рекомендовал родителям игнорировать детей, чтобы те не выросли в раздражающих студентов.
Другие официальные брошюры того времени также не советовали нянчиться с младенцами. О возрастной психологии и развитии ребенка тогда не знали ничего, пишет Нарваэс: «Они не имели представления, насколько стресс в раннем возрасте токсичен для развивающихся систем ребенка». Исследования в этой области продолжаются и в наши дни, но подходы меняются.
В западной культуре было принято относиться к людям как к своего рода «машинам» — отсюда высокие требования к самоконтролю, приоритет работы и производительности над самостоятельностью и индивидуальностью.