С чаем по треку
У меня вошло в традицию устраивать локальные прохваты по родному Казахстану в начале сезона. Освежить навыки вождения, обкатать новые доработки и «ништяки». Куда отправиться на этот раз?
Мои планы на майские праздники поддержали 6 человек, но в итоге поехали двое – я на «икстихе» и мой товарищ Александр Perec на «Африке». Подготовка маршрута цели‑ ком легла на мои плечи. Саша так и сказал:
– Да поедем куда хочешь. Главное, не спеша и через Бейнеу. И поменьше асфальта.
– Хорошо! К дяде Лёше заедем?
Дядя Лёша широко известен в кругах мотопутешественников, даже в далёкой загранице. Ещё при Союзе он занимался мотокроссом, был тренером в местном ДОСААФ и долгое время оставался единственным в Бейнеу, кто хоть что‑то понимал в мотоциклах. Сейчас он содержит хостел, и летом у него нет отбоя от проезжающих мимо путешественников на мотоциклах.
Началась подготовка маршрута. Первой мыслью было рвануть на Мангистау, он же полуостров Мангышлак. Сидел до ночи и разглядывал грунтовки на спутниковых снимках, отмечал точки и читал отчёты, забивал координаты культовых мест, даже тех, до которых мы не смогли бы доехать из‑за ограничения по времени. Так, на всякий случай. Времени реально не хватало! И вдруг в голову пришла мысль: а что нам Мангистау? Есть ведь места поближе и почти не обкатанные… А не сгонять ли на Актолагай? Это меловая горная гряда в Актобинской области. Обычно к ней едут через Кульсары. А что если зайти от Сагиза и выйти на Кульсары, пересечь Актолагай с севера на юг?
Начертил несколько маршрутов, так, тоже на всякий пожарный. Под это дело приобрёл навигатор Garmin, загрузил точки. Со всякими электронными гаджетами я не очень дружу, но ничего, по дороге разберёмся. И вот настал день Х: суббота, 5 мая. С работы отпустили только после обеда.
Александр встретил меня и по местной традиции предложил испить чайку на дорожку. Ну, чай так чай! А тем временем с запада замаячили небольшие тучки. Было у нас опасение, что погода всё испортит. За неделю до этого синоптики обещали грозу в районе Сагиза, а попасть под сильный дождь в нашей степи – гиблое дело. Насиловать мотоциклы в липкой грязи не хочется. Но к нашему старту погодка распогодилась: обещали +30, ясно. Тучки прошли стороной.
Вырвались из города. Ускоряясь, уходим в бескрайнюю полупустыню прикаспийской низменности. Через 70 км у посёлка Доссор остановка «святая могила». В Казахстане почитают предков, и в каждом районе есть места, где похоронены уважаемые старцы, которым местные молятся и просят помощи. Русские называют их «святая могила» и тормозят в знак уважения к традициям.
Дядя Саша достаёт термос с чаем. Нас обступают люди, интересуются. Узнав, что мы из Атырау, интерес теряют: «На Сагиз? Там дороги нет… Зачем туда? Туризм? Делать, что ли, нечего?..»
Не доезжая до посёлка Доссор, поворот налево – дорога на Макат. Прямая как струна и дырявая, словно швейцарский сыр. Поэтому съезжаем с этого безобразия и едем по довольно приличному грейдеру. В Макате заправка, кружка чая – и снова в путь. Посёлок вроде небольшой, но мы всё же умудрились заплутать. Выехав на окраину, увидели вдалеке дорогу. Ну и рванули напрямик – мы же на эндуро!
С ветерком докатили до дороги, а тут сюрприз – асфальт ровный как стекло! Чудо?.. Откручиваю газ. Глядь в зеркало, – а Александр что‑то отстал. Неужели снова пора чай пить? Разворачиваюсь… Результат весёлых покатух – пробитое заднее колесо «Африки». На шиномонтаж потеряли час, вы‑ пили чаю – и в путь!
Чуда не произошло: ровненький асфальт закончился через несколько километров, и начался уже знакомый дырчатый «сыр». Проще ехать по накатанной грунтовке, идущей параллельно. Что мы и сделали.
Проехали Жамансор. На указателе «Сагиз 95». Смеркалось… Ехать в темноте по разбитой степной дороге – идея не очень хорошая. Кругом равнина, глазу не за что зацепиться. Ночевать в открытой степи – идея не лучше первой… И тут нам улыбается удача! Мы пересекаем речушку. Хорошее место кинуть палатки, пока ещё светло. Отъезжаем километра два от дороги и находим тихий закуток на берегу. Разбиваем лагерь, готовим ужин, пьём коньяк – и на боковую.
Я проснулся, как обычно, рано. Утро холодное, из палатки дяди Саши доносится храп. Ну, думаю, договорились ведь катить не спеша, так пусть поспит. Обошёл округу, попил чай, собрал палатку и вещи, попил чай, почистил и смазал цепь… Александр спит. Снова налил чайку, сел на раскладной стульчик на берегу речушки и, закрыв глаза, наслаждаюсь тишиной… Из-за спины голос Александра:
– Давно встал?
– Да. Как на работу – в 7:15.
– Так что не разбудил?
– Договаривались же – не спеша…
Сбор, завтрак. Выдвигаемся! Дорога раздолбана. Едем не торопясь 50–60 км/ч.
В Мукуре немного не попали на «Кокпар» («Козлодрание») – древнее и до сих пор популярное среди народов Средней Азии конное состязание, когда две команды борются за тушу козла. Лишь увидели вдалеке толпу народа и группы всадников, разъезжающихся в разные стороны. Игрище закончилось.
Сагиз. Заправляемся. Тут же рядом чайхана, на обед сытный куырдак.
Заехали в магазин затариться продуктами и водой. И тут же нас облепила толпа местной ребятни. Александр глубоко вздохнул и пошёл в магазин, а я остался приглядеть за мотоциклами. Сам был пацаном, поэтому знаю, что не упустил бы шанс стырить какую‑нибудь диковинную вещицу. Ребятня вертелась вокруг мотоциклов, наперебой задавая вопросы, а я молчал и улыбался. Уже в 100 км от города молодёжь русского языка не знает, а мой уровень владения казахским я называю «собачьим» – всё понимаю, а сказать не могу.
Наконец появился напарник с покупками. Быстро раскидываем их по сумкам и выдвигаемся. Следом бежит детвора…
Заезжая в посёлок, мы проехали по мосту через одноимённую речку Сагиз. А по треку нужно было двигаться вдоль реки с противоположной стороны от посёлка, поэтому пришлось вернутся. По спутнику было видно, что дороги проходят поперёк реки вброд, но в мае уровень воды поднимается, потому решили не рисковать. Возвращаемся, съезжаем на грунтовку и упираемся в мост и высоченный вал железной дороги. Вал не преодолеть, и под мостом никакой узкой тропы не оказалось… Подойдя к мосту, увидел на другой стороне брод из уложенных плит. Пришлось снова развернуться и пересекать реку со стороны посёлка.
Немного углубившись в степь, тормозим – нужно переключить Garmin в режим внедорожного туризма. Александр достаёт термос с чаем… У нас не поход, а прям какая‑то чайная церемония!
Несколько часов мы плутали – я никак не мог совладать с навигатором. Прочерченный мною трек идёт в одну сторону, а грунтовка отклоняется и уводит в другую. Приходилось срезать по верблюжьим тропам, а иной раз и по целине. Смотришь – равнина – и думаешь: «Наваливай себе!» Но смею разрушить ваши представления о степи. Невысокая трава скрывает множество опасностей и ловушек. Кочкарник из многолетней травы (как на болотах, только меньше), верблюжьи тропы с рыхлым песком или откуда ни возьмись огромный камень, ну а самое предательское – это норы сусликов. Проскакивать их лучше ходом, иначе можно увязнуть.