Локальные прохваты по Казахстану

МотоПутешествия

С чаем по треку

У меня вошло в традицию устраивать локальные прохваты по родному Казахстану в начале сезона. Освежить навыки вождения, обкатать новые доработки и «ништяки». Куда отправиться на этот раз?

Текст Влада Чистякова

Мои планы на майские праздники поддержали 6 человек, но в итоге поехали двое – я на «икстихе» и мой товарищ Александр Perec на «Африке». Подготовка маршрута цели‑ ком легла на мои плечи. Саша так и сказал:

– Да поедем куда хочешь. Главное, не спеша и через Бейнеу. И поменьше асфальта.

– Хорошо! К дяде Лёше заедем?

Дядя Лёша широко известен в кругах мотопутешественников, даже в далёкой загранице. Ещё при Союзе он занимался мотокроссом, был тренером в местном ДОСААФ и долгое время оставался единственным в Бейнеу, кто хоть что‑то понимал в мотоциклах. Сейчас он содержит хостел, и летом у него нет отбоя от проезжающих мимо путешественников на мотоциклах.

Началась подготовка маршрута. Первой мыслью было рвануть на Мангистау, он же полуостров Мангышлак. Сидел до ночи и разглядывал грунтовки на спутниковых снимках, отмечал точки и читал отчёты, забивал координаты культовых мест, даже тех, до которых мы не смогли бы доехать из‑за ограничения по времени. Так, на всякий случай. Времени реально не хватало! И вдруг в голову пришла мысль: а что нам Мангистау? Есть ведь места поближе и почти не обкатанные… А не сгонять ли на Актолагай? Это меловая горная гряда в Актобинской области. Обычно к ней едут через Кульсары. А что если зайти от Сагиза и выйти на Кульсары, пересечь Актолагай с севера на юг?

Начертил несколько маршрутов, так, тоже на всякий пожарный. Под это дело приобрёл навигатор Garmin, загрузил точки. Со всякими электронными гаджетами я не очень дружу, но ничего, по дороге разберёмся. И вот настал день Х: суббота, 5 мая. С работы отпустили только после обеда.

Александр встретил меня и по местной традиции предложил испить чайку на дорожку. Ну, чай так чай! А тем временем с запада замаячили небольшие тучки. Было у нас опасение, что погода всё испортит. За неделю до этого синоптики обещали грозу в районе Сагиза, а попасть под сильный дождь в нашей степи – гиблое дело. Насиловать мотоциклы в липкой грязи не хочется. Но к нашему старту погодка распогодилась: обещали +30, ясно. Тучки прошли стороной.

Вырвались из города. Ускоряясь, уходим в бескрайнюю полупустыню прикаспийской низменности. Через 70 км у посёлка Доссор остановка «святая могила». В Казахстане почитают предков, и в каждом районе есть места, где похоронены уважаемые старцы, которым местные молятся и просят помощи. Русские называют их «святая могила» и тормозят в знак уважения к традициям.

Дядя Саша достаёт термос с чаем. Нас обступают люди, интересуются. Узнав, что мы из Атырау, интерес теряют: «На Сагиз? Там дороги нет… Зачем туда? Туризм? Делать, что ли, нечего?..»

Не доезжая до посёлка Доссор, поворот налево – дорога на Макат. Прямая как струна и дырявая, словно швейцарский сыр. Поэтому съезжаем с этого безобразия и едем по довольно приличному грейдеру. В Макате заправка, кружка чая – и снова в путь. Посёлок вроде небольшой, но мы всё же умудрились заплутать. Выехав на окраину, увидели вдалеке дорогу. Ну и рванули напрямик – мы же на эндуро!

С ветерком докатили до дороги, а тут сюрприз – асфальт ровный как стекло! Чудо?.. Откручиваю газ. Глядь в зеркало, – а Александр что‑то отстал. Неужели снова пора чай пить? Разворачиваюсь… Результат весёлых покатух – пробитое заднее колесо «Африки». На шиномонтаж потеряли час, вы‑ пили чаю – и в путь!

Чуда не произошло: ровненький асфальт закончился через несколько километров, и начался уже знакомый дырчатый «сыр». Проще ехать по накатанной грунтовке, идущей параллельно. Что мы и сделали.

Проехали Жамансор. На указателе «Сагиз 95». Смеркалось… Ехать в темноте по разбитой степной дороге – идея не очень хорошая. Кругом равнина, глазу не за что зацепиться. Ночевать в открытой степи – идея не лучше первой… И тут нам улыбается удача! Мы пересекаем речушку. Хорошее место кинуть палатки, пока ещё светло. Отъезжаем километра два от дороги и находим тихий закуток на берегу. Разбиваем лагерь, готовим ужин, пьём коньяк – и на боковую.

Я проснулся, как обычно, рано. Утро холодное, из палатки дяди Саши доносится храп. Ну, думаю, договорились ведь катить не спеша, так пусть поспит. Обошёл округу, попил чай, собрал палатку и вещи, попил чай, почистил и смазал цепь… Александр спит. Снова налил чайку, сел на раскладной стульчик на берегу речушки и, закрыв глаза, наслаждаюсь тишиной… Из-за спины голос Александра:

– Давно встал?

– Да. Как на работу – в 7:15.

– Так что не разбудил?

– Договаривались же – не спеша…

Сбор, завтрак. Выдвигаемся! Дорога раздолбана. Едем не торопясь 50–60 км/ч.

В Мукуре немного не попали на «Кокпар» («Козлодрание») – древнее и до сих пор популярное среди народов Средней Азии конное состязание, когда две команды борются за тушу козла. Лишь увидели вдалеке толпу народа и группы всадников, разъезжающихся в разные стороны. Игрище закончилось.

Сагиз. Заправляемся. Тут же рядом чайхана, на обед сытный куырдак.

Заехали в магазин затариться продуктами и водой. И тут же нас облепила толпа местной ребятни. Александр глубоко вздохнул и пошёл в магазин, а я остался приглядеть за мотоциклами. Сам был пацаном, поэтому знаю, что не упустил бы шанс стырить какую‑нибудь диковинную вещицу. Ребятня вертелась вокруг мотоциклов, наперебой задавая вопросы, а я молчал и улыбался. Уже в 100 км от города молодёжь русского языка не знает, а мой уровень владения казахским я называю «собачьим» – всё понимаю, а сказать не могу.

Наконец появился напарник с покупками. Быстро раскидываем их по сумкам и выдвигаемся. Следом бежит детвора…

Заезжая в посёлок, мы проехали по мосту через одноимённую речку Сагиз. А по треку нужно было двигаться вдоль реки с противоположной стороны от посёлка, поэтому пришлось вернутся. По спутнику было видно, что дороги проходят поперёк реки вброд, но в мае уровень воды поднимается, потому решили не рисковать. Возвращаемся, съезжаем на грунтовку и упираемся в мост и высоченный вал железной дороги. Вал не преодолеть, и под мостом никакой узкой тропы не оказалось… Подойдя к мосту, увидел на другой стороне брод из уложенных плит. Пришлось снова развернуться и пересекать реку со стороны посёлка.

Немного углубившись в степь, тормозим – нужно переключить Garmin в режим внедорожного туризма. Александр достаёт термос с чаем… У нас не поход, а прям какая‑то чайная церемония!

Несколько часов мы плутали – я никак не мог совладать с навигатором. Прочерченный мною трек идёт в одну сторону, а грунтовка отклоняется и уводит в другую. Приходилось срезать по верблюжьим тропам, а иной раз и по целине. Смотришь – равнина – и думаешь: «Наваливай себе!» Но смею разрушить ваши представления о степи. Невысокая трава скрывает множество опасностей и ловушек. Кочкарник из многолетней травы (как на болотах, только меньше), верблюжьи тропы с рыхлым песком или откуда ни возьмись огромный камень, ну а самое предательское – это норы сусликов. Проскакивать их лучше ходом, иначе можно увязнуть.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ее светлость Ее светлость

Эрика проделала длинный путь из закарпатской деревушки до этой волнующей обложки

Maxim
Единственный российский фотограф агентства Magnum Георгий Пинхасов — о Тарковском, Картье-Брессоне и портрете России Единственный российский фотограф агентства Magnum Георгий Пинхасов — о Тарковском, Картье-Брессоне и портрете России

Единственный российский участник Magnum Photos — почему он презирает снобизм

Forbes
Человек и салат: 9 мифов о Юлии Цезаре Человек и салат: 9 мифов о Юлии Цезаре

Правда и мифы о Юлии Цезаре

Вокруг света
В уютном офисе пусть сидят бумеры: как поколение Z выбирает работу В уютном офисе пусть сидят бумеры: как поколение Z выбирает работу

Чего же хотят зумеры?

Forbes
Карина-вирус! Карина-вирус!

В это тревожное время героиней обложки стала главная медсестра страны

Maxim
Кто подсаживает российский бизнес на биохакинг Кто подсаживает российский бизнес на биохакинг

Кто подсаживает российский бизнес на чекапы и физиотерапию

Inc.
Нарушай как павиан. Роберт Сапольски — о том, почему не все соблюдают социальное дистанцирование Нарушай как павиан. Роберт Сапольски — о том, почему не все соблюдают социальное дистанцирование

Известный биолог объясняет, что за отказом носить маску стоят прозаичные причины

Reminder
Первый привет от темной материи? Действительно ли физики открыли новую фундаментальную частицу Первый привет от темной материи? Действительно ли физики открыли новую фундаментальную частицу

Физики сообщили о возможной регистрации аксиона — что даст этот результат?

Forbes
«Нельзя сравнить сладкое и зеленое». Алексей Венедиктов, Лика Кремер и другие эксперты о том, убьют ли подкасты радио «Нельзя сравнить сладкое и зеленое». Алексей Венедиктов, Лика Кремер и другие эксперты о том, убьют ли подкасты радио

Потеснила ли новая индустрия подкастов радио

Forbes
Ток для Ток для

Как можно продлить жизнь аккумулятора и срок между подзарядками у Android

Популярная механика
Правила жизни Принса Правила жизни Принса

Музыкант, умер 21 апреля 2016 года в возрасте 57 лет в городе Шанхассен

Esquire
11 роботов, созданных задолго до XX века 11 роботов, созданных задолго до XX века

Первого робота создал ещё Леонардо да Винчи

Maxim
Второй номер: почему Ольге Бузовой сложно превращать славу в деньги Второй номер: почему Ольге Бузовой сложно превращать славу в деньги

Почему Ольге Бузовой не удалось стать успешной бизнес-вуман

Forbes
6 безумно дорогих вещей, купленных за бесценок на блошином рынке 6 безумно дорогих вещей, купленных за бесценок на блошином рынке

Случайно стать обладателем чего-то ценного — хрустальная мечта романтиков

Maxim
Как герои культовых фильмов носили солнцезащитные очки Как герои культовых фильмов носили солнцезащитные очки

Какие очки выбирали герои киношные шпионы, бизнесмены и даже андроиды-пришельцы?

GQ
Как мы строили Как мы строили

Как открывался ресторан «The Печь»

Bones
Как научиться защищать себя, если вы привыкли молча страдать? Как научиться защищать себя, если вы привыкли молча страдать?

Как перенастроить свои автоматические реакции и научиться открываться другим

Psychologies
Колибри различили четыре неспектральных цвета Колибри различили четыре неспектральных цвета

Человек видит только один из множества цветов, которые видит колибри

N+1
История Менделя Эпстайна — американского раввина, который похищениями и пытками заставлял еврейских мужей давать развод своим женам История Менделя Эпстайна — американского раввина, который похищениями и пытками заставлял еврейских мужей давать развод своим женам

Методы самого эффективного консультанта по бракоразводным процессам

Esquire
«Водопад денег не остановился»: как Тимати, Моргенштерн и другие рэперы зарабатывают без концертов «Водопад денег не остановился»: как Тимати, Моргенштерн и другие рэперы зарабатывают без концертов

Кому из рэперов кризис сыграл на руку и к чему готовиться любителям хип-хопа

Forbes
10 фильмов для тех, кто хочет узнать больше о проблеме расизма в США 10 фильмов для тех, кто хочет узнать больше о проблеме расизма в США

Фильмы, которые раскрывают проблему системного расизма в США

Esquire
От застенчивого студента до легенды: как сложилась судьба Леонида Куравлева От застенчивого студента до легенды: как сложилась судьба Леонида Куравлева

Леонида Куравлева любила вся страна — каждая его роль становилась культовой

Cosmopolitan
Как полюбить свой гнев Как полюбить свой гнев

Общество навесило на гнев ярлык «плохого чувства» и запретило его показывать

Psychologies
Что такое «социальный статус» слова Что такое «социальный статус» слова

Как изменения в языке отражаются на нас

СНОБ
Когда длина имеет значение: почему одни фотоны убивают, а другие нет Когда длина имеет значение: почему одни фотоны убивают, а другие нет

О проявлениях одного и того же физического явления: электромагнитного излучения

Популярная механика
Тактильный голод: почему нам так нужны прикосновения Тактильный голод: почему нам так нужны прикосновения

Живое касание — это одно из самых сильных ощущений

Psychologies
«Что-то пошло не так»: когда психолог становится врагом «Что-то пошло не так»: когда психолог становится врагом

Что делать, если тот, кому мы доверяем сокровенное, осознанно причиняет боль?

Psychologies
“Панголина”: уникальный суперкар-самоделка родом из СССР “Панголина”: уникальный суперкар-самоделка родом из СССР

“Панголина” — символ советского движения "самавто"

Популярная механика
Мост в никуда: СУЭК миллиардера Мельниченко может потерять $200 млн из-за аварии под Мурманском Мост в никуда: СУЭК миллиардера Мельниченко может потерять $200 млн из-за аварии под Мурманском

К чему приведет обрушение железнодорожного моста под Мурманском

Forbes
Автомобилиста лишили прав за чужое нарушение. Так вообще бывает? Автомобилиста лишили прав за чужое нарушение. Так вообще бывает?

Водителя лишили прав за пьяное вождение, хотя он весь день сидел дома

РБК
Открыть в приложении