Не учат в школе: эксперты — о том, чего недостает школьному образованию
Детский психолог, литературный критик и бизнесмены рассказали, зачем в школьном расписании нужны медитативные практики и почему основы риторики и психического здоровья важнее тригонометрии.
«Мне это в будущем не пригодится» — одна из самых частых фраз школьников на уроках. И в чем-то они правы: навряд ли многие из нас с лету назовут все три закона термодинамики, да и развитый эмоциональный интеллект сегодня ценится выше школьного аттестата.
При помощи онлайн-школы «Фоксфорд» мы решили узнать у экспертов в области образования и просто успешных людей, какие навыки действительно могут пригодиться ребенку и о каких пробелах в школьном образовании они жалеют сами.
Основы физического и психического здоровья
Лариса Осинкина, клинический психолог, кандидат Московского общества детской психоаналитической психотерапии
На уроках физкультуры в школе не уделяют внимания контакту человека со своим телом. Когда от ребенка требуют сделать то, что вызывает негативные эмоции (например, прыгнуть через страх), от него требуют отключиться от ощущений. Но научиться понимать и распознавать свои чувства и не прыгать, если страшно, не менее важно. Саморегуляция, основы эмоционального интеллекта, контакт со своими ощущениями, медитативные практики — этому можно обучать в школьном возрасте.
Школьная система не может отозваться на эмоциональные потребности конкретного ребенка, а ребенок еще слишком мал, чтобы сформулировать их. Если тревога в школьном возрасте сильная, и ее никто не помогает переживать, то она затрудняет учебный процесс и может вызвать агрессию в адрес учителей, школьной системы, учебы. Школьные правила и взаимодействие с учителями часто таковы, что они эту тревогу не уменьшают, а только усиливают. Тогда ребенок ощущает, что в школе ему дают что-то «ненужное».
Максим Спиридонов, сооснователь и генеральный директор «Нетология-групп»
Сейчас, оглядываясь назад с высоты определенного опыта продуктолога в области образования, я бы хотел, чтобы сперва меня научили понимать собственное тело, заботиться о нем и о собственном физическом, а также ментальном здоровье. Научили медитировать: не для религиозной практики, а для того, чтобы освобождать и успокаивать сознание, научили общаться, научили слышать.
Федор Катасонов, врач-педиатр
Совершенно удивительно, что медицины нет в школьной программе. Какие-то биологические основы преподаются слишком поздно, когда картинки репродуктивной системы напрочь отбивают мысли об учебе. В курсе медицины должны быть азы анатомии и физиологии, должны даваться понятия о разных болезнях: инфекциях, опухолях, сердечно-сосудистых заболеваниях. Кроме этого необходимы основы статистики, чтобы понимать, на чем строятся доказательства. Обязательно — адекватное половое воспитание, просвещение о наркотиках, краткий курс истории, философии и этики медицины и, наконец, практические занятия по оказанию первой помощи. Это базовые вещи, касающиеся каждого, в отличие от множества