Разработанный чешским энтузиастом двигатель долго царил в трековых гонках

МотоАвто

Богемский туз

Разработанный чешским энтузиастом двигатель больше десятилетия царил в трековых гонках.

Текст Александра Воронцова. Фото из архива редакции

Всё началось осенью 1949 года, когда команда Чехословакии возвращалась с Международных шестидневных соревнований в Великобритании, нагруженная кубками и медалями (второе место в борьбе за «Международный трофей» и первое за «Серебряный кубок»). В те годы мотоспортсмены ещё не дошли до узкой специализации, и один из гонщиков чешской команды, Вацлав Станислав, воспользовался поездкой в Великобританию для поисков запчастей для мотора JAP своего трекового мотоцикла. Он купил шатун… а вот распредвал найти не успел. Его утешил товарищ по команде Ярослав Шимандл: дескать, он знает, как помочь в этой беде.

Он действительно знал один секрет: в небольшой мастерской его знакомый Йозеф Линхарт делал копии моторов JAP под маркой JOLI. Попроще, конечно (так, картерные детали у него были не из магниевого, а из алюминиевого сплава), но вполне работоспособные. Но, когда Ярослав обратился к нему с заказом на детали, то получил неожиданное встречное предложение: а не желает ли Шимандл выкупить всю мастерскую? Дело в том, что Линхард продал пару моторов своего производства в Швецию и не поделился валютой с государством! На него завели уголовное дело, так что Йозеф решил избавиться от хлопотного предприятия.

Первые трековые мотоциклы ESO имели короткорычажную переднюю вилку. Интересно, что в наши дни спидвейные мотоциклы вернулись к её применению.
Двигатель ESO в шасси мотоцикла для шоссейно-кольцевых гонок.

Шимандл не стал отказываться и перевёз всё оборудование к себе в Дивишов, городок в 35 км от Праги. Уже в 1950 году он собрал четыре комплектных двигателя – копии JAP, три для друзей и один для себя. Эти моторы ещё не имели фирменной эмблемы – каждый заказал на картере символ по своему вкусу (Станислав – имя своей новорожденной дочери, Голуб – силуэт голубя и т.п.).

Моторы от Шимандла быстро завоевали известность, и вскоре последовали заказы от Автомотоклуба Чехословакии. Проявила интерес и организация по экспорту автомототехники Motokov, которая решила заполучить один двигатель для своей экспозиции на выставке в Швеции. Но тут у Ярослава взыграла собственная гордость. Он решил, что негоже выставлять копию чужого мотора. Тем более что конструкцию JAP он изучил до последней гайки и прекрасно представлял себе его слабые места.

Двигатель JAP был превосходен и в спидвее не знал себе равных, – но всё‑таки он был спроектирован почти четверть века назад! Эта весьма длинноходная (80х99 мм) «пятисотка» отличалась ломовой тягой на низах, а вот до верхов раскручивалась неохотно. К тому же за прошедшее время конструкторы подняли мощность мотора в полтора раза, что не лучшим образом сказалось на его надёжности.

Получив возможность спроектировать двигатель с нуля, Шимандл постарался исправить недостатки «британца». Правда, сохранил его компоновку: один вертикально расположенный цилиндр, два верхних клапана с приводом штангами от расположенного в картере распредвала, зажигание от магнето. Но радикально изменил размерность: 88х82 мм. Короткоходность двигателя позволила решить сразу несколько задач: форсировать его по оборотам, улучшить наполнение и очистку камеры сгорания за счёт клапанов большего размера, снизить габаритную высоту. Уменьшив развал клапанов, Ярослав получил возможность повысить степень сжатия (трековые моторы работают на метаноле, так что даже для большого «сингла» степень сжатия 14,0 – в порядке вещей). Надёжность мотора Шимандл обеспечил за счёт применённых с большим запасом подшипников: коренные – двухрядные роликовые, роликовые и в нижней головке шатуна. Коленвал собирался запрессовкой – никаких болтов и гаек. В приводе распредвала использованы дополнительные усиливающие пластины. Алюминиевые штанги с напрессованными стальными наконечниками ходили в специальных направляющих, ввинченных в картер, клапаны оснащены двойными пружинами.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

1952: От Урала до Днепра 1952: От Урала до Днепра

Лёгкая мототехника (меньше 100 см³) в СССР выпала из обоймы

Мото
Воздушные знаки: всё, что тебе надо знать о Близнецах, Весах и Водолеях Воздушные знаки: всё, что тебе надо знать о Близнецах, Весах и Водолеях

В чем сильные и слабые стороны воздушных знаков?

Cosmopolitan
Строитель единой Руси? Строитель единой Руси?

Деспотическая вертикаль Батыя на века осталась в управлении Московского царства

Дилетант
Восточные тонкости Восточные тонкости

Пастилья с бараниной и вишней — встреча двух старинных друзей

Огонёк
Бескрайний надзор Бескрайний надзор

Зачем России столько проверяющих органов?

Огонёк
Тайны Воронцовского дворца Тайны Воронцовского дворца

История Воронцовского дворца от графской семьи до государственной дачи

Караван историй
Неприкосновенный запас Неприкосновенный запас

Полная ревизия на случай повторения неприятной ситуации

GQ
Изменение климата укоротило гнездовой период финских птиц Изменение климата укоротило гнездовой период финских птиц

Как климатические изменения повлияли на финских птиц

N+1
30 главных мужских разочарований в жизни 30 главных мужских разочарований в жизни

Некоторые вещи при ближайшем рассмотрении куда хуже, чем казались издалека

Maxim
7 неожиданных способов оставаться твердым, когда это нужно (если ты понял, о чем мы) 7 неожиданных способов оставаться твердым, когда это нужно (если ты понял, о чем мы)

Чтобы твой «друг» никогда не подводил

Playboy
Почему нам важно помогать другим Почему нам важно помогать другим

Как эволюция заложила в нас потребность помогать ближним

Psychologies
Как жить в мире, где все отвлекает, или почему пожарные машины красного цвета Как жить в мире, где все отвлекает, или почему пожарные машины красного цвета

Как работает наше внимание?

Forbes
Роды в 12, алкоголизм и слава: удивительная жизнь Ареты Франклин, королевы соула Роды в 12, алкоголизм и слава: удивительная жизнь Ареты Франклин, королевы соула

Жизнь Арета Франклин была вовсе не так прекрасна, как её достижения в музыке

Cosmopolitan
«Пусть хоть голыми работают в два ночи». Почему мы потеряли веру в магию почасового трудоголизма «Пусть хоть голыми работают в два ночи». Почему мы потеряли веру в магию почасового трудоголизма

Как нужно повышать эффективность работы команды в 2020-м

Forbes
Одна в доме воин Одна в доме воин

68-летняя пенсионерка против административного ресурса

Огонёк
Кто сказал, что у мужчин нет домашних обязанностей? Кто сказал, что у мужчин нет домашних обязанностей?

Как справедливо разделить домашние обязанности?

GQ
Сам себе злобный Буратино: как знаки зодиака сами портят свою жизнь Сам себе злобный Буратино: как знаки зодиака сами портят свою жизнь

Как знаки зодиака портят себе жизнь?

Cosmopolitan
Только между нами Только между нами

О женской дружбе редко услышишь что-то хорошее

Cosmopolitan
Эволюция женщины в кино: домохозяйка, милашка, карьеристка, супергероиня Эволюция женщины в кино: домохозяйка, милашка, карьеристка, супергероиня

Чего только не натерпелись главные героини за историю кино

Cosmopolitan
Аманда Сейфрид: «Стараюсь никого не осуждать» Аманда Сейфрид: «Стараюсь никого не осуждать»

Аманда Сейфрид – о неуверенности в себе и безотказном способе поднять настроение

Cosmopolitan
До слез: 13 комедий на Netflix, на которые стоит потратить время До слез: 13 комедий на Netflix, на которые стоит потратить время

13 лучших юмористических фильмов известного стримингового сервиса

Esquire
Знакомьтесь, Botter – бренд с карибскими корнями, рожденный в Европе Знакомьтесь, Botter – бренд с карибскими корнями, рожденный в Европе

Чем примечательны работы дизайнеров Рашми Боттер и Лизи Херренберг

GQ
Как увеличить свой словарный запас: 11 главных правил Как увеличить свой словарный запас: 11 главных правил

От арсенала твоих слов зависит очень многое

Playboy
Бунт зеленых человечков: кто и зачем решил устроить забастовку курьеров Delivery Club Бунт зеленых человечков: кто и зачем решил устроить забастовку курьеров Delivery Club

Чего добились активисты от Delivery Club

Forbes
Главное – сломать систему! Главное – сломать систему!

Интервью участников коллектива P22 Ивана Далматова и Ивана Привалова

Playboy
Несерьезная квартира Несерьезная квартира

Игорь Гулин об объединении APTART

Weekend
Крыланы нашли короткий путь к дому при помощи когнитивной карты Крыланы нашли короткий путь к дому при помощи когнитивной карты

Крыланы срезали свой путь маршрутом, по которому до этого никогда не летали

N+1
Большое Никитское отступление Большое Никитское отступление

Знаменитая усадьба в центре Москвы может превратиться в большую стройку

Огонёк
Чистота — не залог здоровья, или Как химические средства способствуют развитию болезней у женщин. Отрывок из книги британской феминистки Кэролайн Криадо Перес Чистота — не залог здоровья, или Как химические средства способствуют развитию болезней у женщин. Отрывок из книги британской феминистки Кэролайн Криадо Перес

Глава из книги феминистки Кэролайн Криадо Перес о гендерном неравенстве

СНОБ
«Тьма» — сериал-феномен Netflix, который ошибочно сравнивают с «Очень странными делами». Рассказываем, почему он заслуживает внимания «Тьма» — сериал-феномен Netflix, который ошибочно сравнивают с «Очень странными делами». Рассказываем, почему он заслуживает внимания

Почему «Тьма» — это самое сложное и лучшее шоу на Netflix?

Esquire
Открыть в приложении