Разработанный чешским энтузиастом двигатель долго царил в трековых гонках

МотоАвто

Богемский туз

Разработанный чешским энтузиастом двигатель больше десятилетия царил в трековых гонках.

Текст Александра Воронцова. Фото из архива редакции

Всё началось осенью 1949 года, когда команда Чехословакии возвращалась с Международных шестидневных соревнований в Великобритании, нагруженная кубками и медалями (второе место в борьбе за «Международный трофей» и первое за «Серебряный кубок»). В те годы мотоспортсмены ещё не дошли до узкой специализации, и один из гонщиков чешской команды, Вацлав Станислав, воспользовался поездкой в Великобританию для поисков запчастей для мотора JAP своего трекового мотоцикла. Он купил шатун… а вот распредвал найти не успел. Его утешил товарищ по команде Ярослав Шимандл: дескать, он знает, как помочь в этой беде.

Он действительно знал один секрет: в небольшой мастерской его знакомый Йозеф Линхарт делал копии моторов JAP под маркой JOLI. Попроще, конечно (так, картерные детали у него были не из магниевого, а из алюминиевого сплава), но вполне работоспособные. Но, когда Ярослав обратился к нему с заказом на детали, то получил неожиданное встречное предложение: а не желает ли Шимандл выкупить всю мастерскую? Дело в том, что Линхард продал пару моторов своего производства в Швецию и не поделился валютой с государством! На него завели уголовное дело, так что Йозеф решил избавиться от хлопотного предприятия.

Первые трековые мотоциклы ESO имели короткорычажную переднюю вилку. Интересно, что в наши дни спидвейные мотоциклы вернулись к её применению.
Двигатель ESO в шасси мотоцикла для шоссейно-кольцевых гонок.

Шимандл не стал отказываться и перевёз всё оборудование к себе в Дивишов, городок в 35 км от Праги. Уже в 1950 году он собрал четыре комплектных двигателя – копии JAP, три для друзей и один для себя. Эти моторы ещё не имели фирменной эмблемы – каждый заказал на картере символ по своему вкусу (Станислав – имя своей новорожденной дочери, Голуб – силуэт голубя и т.п.).

Моторы от Шимандла быстро завоевали известность, и вскоре последовали заказы от Автомотоклуба Чехословакии. Проявила интерес и организация по экспорту автомототехники Motokov, которая решила заполучить один двигатель для своей экспозиции на выставке в Швеции. Но тут у Ярослава взыграла собственная гордость. Он решил, что негоже выставлять копию чужого мотора. Тем более что конструкцию JAP он изучил до последней гайки и прекрасно представлял себе его слабые места.

Двигатель JAP был превосходен и в спидвее не знал себе равных, – но всё‑таки он был спроектирован почти четверть века назад! Эта весьма длинноходная (80х99 мм) «пятисотка» отличалась ломовой тягой на низах, а вот до верхов раскручивалась неохотно. К тому же за прошедшее время конструкторы подняли мощность мотора в полтора раза, что не лучшим образом сказалось на его надёжности.

Получив возможность спроектировать двигатель с нуля, Шимандл постарался исправить недостатки «британца». Правда, сохранил его компоновку: один вертикально расположенный цилиндр, два верхних клапана с приводом штангами от расположенного в картере распредвала, зажигание от магнето. Но радикально изменил размерность: 88х82 мм. Короткоходность двигателя позволила решить сразу несколько задач: форсировать его по оборотам, улучшить наполнение и очистку камеры сгорания за счёт клапанов большего размера, снизить габаритную высоту. Уменьшив развал клапанов, Ярослав получил возможность повысить степень сжатия (трековые моторы работают на метаноле, так что даже для большого «сингла» степень сжатия 14,0 – в порядке вещей). Надёжность мотора Шимандл обеспечил за счёт применённых с большим запасом подшипников: коренные – двухрядные роликовые, роликовые и в нижней головке шатуна. Коленвал собирался запрессовкой – никаких болтов и гаек. В приводе распредвала использованы дополнительные усиливающие пластины. Алюминиевые штанги с напрессованными стальными наконечниками ходили в специальных направляющих, ввинченных в картер, клапаны оснащены двойными пружинами.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

1952: От Урала до Днепра 1952: От Урала до Днепра

Лёгкая мототехника (меньше 100 см³) в СССР выпала из обоймы

Мото
Монофелиты: сколько у Христа воль Монофелиты: сколько у Христа воль

Что такое монофелитство?

Weekend
Мария Аронова. Бабье счастье Мария Аронова. Бабье счастье

Актриса Мария Аронова о семье, слабостях и страхе одиночества

Караван историй
Мужская марка, за которой стоит следить: идеальная база и добротный минимализм российской марки Tryyt Мужская марка, за которой стоит следить: идеальная база и добротный минимализм российской марки Tryyt

Интервью с сооснователем марки Tryyt Максимом Трутом

Esquire
Привет от Собакевича Привет от Собакевича

Что общего между пудингом, хаггисом и няней

Огонёк
Ни капли конденсата: как утеплить гараж Ни капли конденсата: как утеплить гараж

Летом к зиме надо готовить не только сани, но и гараж

Популярная механика
Как наладить работу с командой на аутсорсе Как наладить работу с командой на аутсорсе

Как превратить новых внешних сотрудников в «адвокатов» бренда

СНОБ
Очень редкие Lada: 7 машин с сайтов объявлений Очень редкие Lada: 7 машин с сайтов объявлений

Уникальные автомобили Lada, которые можно купить прямо сейчас

РБК
Посадить по науке: как, зачем и почему возбуждают дела о государственной измене Посадить по науке: как, зачем и почему возбуждают дела о государственной измене

Исследуем поток шпионских дел

Esquire
Будущее института выборов в России Будущее института выборов в России

Июль 2020 можно считать поминками по хоть сколько-то свободным выборам

СНОБ
Мартину Шину - 80! Мартину Шину - 80!

Чем знаменит Мартин Шин?

Cosmopolitan
Как всё успевать, когда у вас миллион срочных дел. Метод временных блоков Как всё успевать, когда у вас миллион срочных дел. Метод временных блоков

Управленческий талант проявляется в том, чтобы контролировать время

Inc.
Porsche 914: спорткар для бедных, или подстава от Volkswagen Porsche 914: спорткар для бедных, или подстава от Volkswagen

Единичный чудаковатый концепт кооперации Porshe и Volkswagen

Популярная механика
Судьба фашистского человека Судьба фашистского человека

Тайна Рудольфа Гесса

Weekend
Да здравствует королева! 6 ярких дрэг-квин, чьему стилю можно позавидовать Да здравствует королева! 6 ярких дрэг-квин, чьему стилю можно позавидовать

Еще каких-то 10 лет назад дрэг-квин были редкими гостями на телевидении

Cosmopolitan
Как зумеры меняют бьюти-индустрию и понятие маскулинности: 5 главных трендов Как зумеры меняют бьюти-индустрию и понятие маскулинности: 5 главных трендов

Пять подходов к бьюти-рутине, в которых однозначно стоит брать с зумеров пример

Esquire
Владимир Леви: «Нет ни одной рекомендации, которая кому-нибудь бы да не помогла» Владимир Леви: «Нет ни одной рекомендации, которая кому-нибудь бы да не помогла»

Книги, которые делают умных умнее

Эксперт
Город, где запрещено умирать, — потому что мертвые выбираются из могил Город, где запрещено умирать, — потому что мертвые выбираются из могил

В этом городе закрыто кладбище,ведь там запрещено умирать

Cosmopolitan

Насколько мезотерапия дома безопасна? И можно ли делать ботокс дома?

Cosmopolitan
Почему авокадо полезно: научные аргументы Почему авокадо полезно: научные аргументы

Как выбирать, хранить и готовить авокадо

РБК
Международные венчурные фонды вложили $4,5 млн в созданный в России технологичный ДМС Международные венчурные фонды вложили $4,5 млн в созданный в России технологичный ДМС

В этот проект вложились венчурные фонды AddVenture, Target Global и LVL1

Forbes
Как кроссовки превратились в золотую жилу Как кроссовки превратились в золотую жилу

В какой именно момент спортивная обувь стала аналогом it-bags

GQ
Самовоспроизводящаяся система самосовершенствования Самовоспроизводящаяся система самосовершенствования

Построение производственных систем для российской промышленности

Эксперт
Одна вокруг света. Ашрам и узкие горные тропы Одна вокруг света. Ашрам и узкие горные тропы

80-я серия о кругосветном путешествии: Гималаи и святое озеро Саттал

Forbes
Бежевый — главный хит последних сезонов. Рассказываем, почему он выглядит дорого и модно, оставаясь при этом вневременным Бежевый — главный хит последних сезонов. Рассказываем, почему он выглядит дорого и модно, оставаясь при этом вневременным

Почему бежевый цвет ассоциируется с «новой роскошью»

Esquire
Прекратить кривляться: чего хотят от Москвы граждане Хабаровска Прекратить кривляться: чего хотят от Москвы граждане Хабаровска

Жители Хабаровского края требуют вернуться к нормальности в политике

Forbes
«Мои деньги — мое дело»: выстраиваем финансовые границы «Мои деньги — мое дело»: выстраиваем финансовые границы

Как правильно выстроить финансовые отношения с близкими

Psychologies
Как сочетать цвета в одежде: 10 способов правильного Как сочетать цвета в одежде: 10 способов правильного

Классическое правило трех цветов в луке уже давно не работает

Cosmopolitan
Ученые встретили в Черном море дельфина-альбиноса Ученые встретили в Черном море дельфина-альбиноса

Экспедиция встретила дельфина необычной окраски

N+1
Два маркиза Два маркиза

Медальон с портретами офицера и его брата в весьма фривольном виде

Дилетант
Открыть в приложении