Бизнес-образование не может быть одновременно дешевым, быстрым и качественным

ForbesБизнес

Попытка взлома: почему заговорили о смерти программ МВА?

Бизнес-образование не может быть одновременно дешевым, быстрым и качественным. О том, чем опасно радикальное реформирование программ МВА, рассуждает проректор РАНХиГС, президент Российской ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов.

Сергей Мясоедов

gettyimages-1163145791.jpg__1594047130__63600__vid754877e.jpg
Фото Getty Images

Как известно, о смерти французского короля и появлении нового было принято возвещать словами: «Король мертв! Да здравствует король!». О том, что флагманская программа бизнес-образования мира, МВА, вот-вот умрет и уже умирает, эксперты от образования, отдельные представители бизнеса и прессы почти непрерывно говорят и пишут с середины прошлого века. Правда, похороны все время переносятся — возможно, из-за отменного здоровья умирающего.

Поток преждевременных некрологов МВА стал особенно интенсивным в последние 10-12 лет, когда за рецессией 2008 года последовала вызванная различными причинами полоса потрясений мировой экономики. О том, что классические программы МВА устарели, не нужны, нуждаются в радикально пересмотре, писали в Forbes, Financial Times, РБК, на других площадках. Действительно ли программы бизнес-образования испытывают такой тяжелый кризис?

Как дела у МВА?

Вопреки досужим рассуждениям, факты не подтверждают, что деловое сообщество мира теряет интерес к программам МВА. Пожалуй, в последние 4-5 лет заметное сокращение набора на МВА наблюдалось только в США, где оно, по данным международного Совета по тестированию знаний в области общего менеджмента GMAC, составило около 7%, но не в силу сокращения интереса к программе, а в силу эмиграционной политики администрации Трампа, ограничившей выдачу въездных образовательных виз. Одновременно за тот же период в странах Европы прирост наборов на МВА составил около 4%, а в странах Азии и, в первую очередь, рынков Китая и Индии, почти 15%. Помнению экспертов GMAC, из всех дипломных программ бизнес-образования программы МВА по-прежнему остаются самыми востребованными.

В целом в более чем 15 000 бизнес-школ планеты именно МВА по-прежнему остаются главными в портфеле программ, относятся к группе самых дорогих и престижных. При этом, согласно только что обнародованному исследованию АМВА International за 2020 год, 66% деканов бизнес школ отмечают, что при росте спроса на программы уровень учащихся, поступивших на МВА, за последние 5 лет существенно повысился. МВА продолжают оставаться основным источником доходов бизнес-школ, и на их долю приходится около 70% всех средств, получаемых от реализации образовательных услуг. Исследование обращает внимание на то, что менеджеры, поступающие на программы МВА сегодня, при выборе ориентируются в первую очередь на качество программы (87% респондентов) и ее престижность (89 %), а не на умеренность цены.

Аналогичная тенденция прослеживается уже около десятилетия и в России, где деловое сообщество демонстрирует наиболее устойчивый спрос на самые качественные программы МВА первых 10-15 бизнес-школ. Сегодня, по данным исследований сайта www.MBA.su, в России на серьезных программах МВА учится свыше 4000 человек. Реализацией программ МВА профессионально занимается три-четыре десятка бизнес-школ. Специально подчеркнем, что речь здесь идет о настоящих, полноценных программах МВА, проводимых бизнес-школами, как правило, работающими на рынке несколько десятилетий, имеющих устоявшиеся бренды и репутацию, российскую и международные аккредитации.

Средняя цена качественных российских программ МВА находится на уровне от 350 000 рублей в регионах и от полумиллиона до 1 млн рублей и выше в двух столичных мегаполисах. По оценке автора, совокупный финансовый оборот рынка качественных программ МВА сегодня составляет в России свыше 2 млрд рублей в год.

При этом отношение образовательного сообщества и государства к российским бизнес школам и их программам далеко не радует. Бизнес-образование в стране остается официально не признанным и не легитимным. К примеру, термины «бизнес-образование», «деловое и управленческое образование», «бизнес-школа», «высшая школа менеджмента», «программы МВА», «ЕМВА» отсутствуют в Федеральном законе «Об образовании» и остаются вне российского правового поля. Многочисленные попытки Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) при поддержке ведущих предпринимательских объединений России дополнить закон «Об образовании» разделом «Деловое и управленческое образование» пока безуспешны. Являясь высшим уровнем управленческой подготовки, программы МВА в нашей стране низведены до дополнительного образования и приравнены к программам профессиональной переподготовки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бешеные деньги Бешеные деньги

Правила жизни в эпоху низких ставок

Forbes
Завоевание вместо мудрости Завоевание вместо мудрости

Святая София в роли 3272-й мечети Стамбула: прецеденты, символы и пророчества

Огонёк
«Молодых игроков нужно бросать в огонь»: президент КХЛ Алексей Морозов — о спорте после пандемии «Молодых игроков нужно бросать в огонь»: президент КХЛ Алексей Морозов — о спорте после пандемии

Президент КХЛ о начале нового сезона и будущем большого хоккея

Forbes
В тени «гонконгского Супермена»: подруга миллиардера Ли Кашина инвестирует в ИТ от его имени и зарабатывает миллиарды В тени «гонконгского Супермена»: подруга миллиардера Ли Кашина инвестирует в ИТ от его имени и зарабатывает миллиарды

Благодаря Солине Чау на ранних стадиях инвестиции получили Facebook, Zoom, Slack

VC.RU
«Я поднимаюсь со дна»: Агата Муцениеце о жизни после развода с Павлом Прилучным «Я поднимаюсь со дна»: Агата Муцениеце о жизни после развода с Павлом Прилучным

Агата Муцениеце рассказала, как изменилась после расставания с Павлом Прилучным

Cosmopolitan
Об одном забытом слове Об одном забытом слове

Что случилось с первой матцею московского первопечатника?

Наука и жизнь
Как город входит в здание Как город входит в здание

Григорий Ревзин о городе будущего

Weekend
Почему после Лукашенко Белоруссия «уйдет» на Запад Почему после Лукашенко Белоруссия «уйдет» на Запад

У белорусов есть историческая альтернатива советской ностальгии

СНОБ
Трагическая история Жанны Фриске: Трагическая история Жанны Фриске:

Какой была жизнь Жанны Фриске?

Cosmopolitan
С любовью к природе: 5 российских экобрендов одежды, созданных женщинами С любовью к природе: 5 российских экобрендов одежды, созданных женщинами

Модная индустрия может быть экологичной

Forbes
Лесник Лесник

Лесничий Петер Вольлебен объясняет, почему деревья — разумные существа

Seasons of life
«Человек-киборг» Нил Харбиссон — о том, как ему живется со вживленной в голову антенной «Человек-киборг» Нил Харбиссон — о том, как ему живется со вживленной в голову антенной

Художника Нила Харбиссона называют первым в мире киборгом

Esquire
Нейроны полосатого тела помогли переключить внимание между стимулами Нейроны полосатого тела помогли переключить внимание между стимулами

Нейроны полосатого тела играют важную роль в переключении внимания

N+1
Хвостатая наука: 9 странных привычек собак и кошек Хвостатая наука: 9 странных привычек собак и кошек

Почему собаки виляют хвостом, а кошки боятся воды

Популярная механика
20 отличных драм за последние десять лет, которые можно посмотреть на Netflix 20 отличных драм за последние десять лет, которые можно посмотреть на Netflix

Подборка лучших драм последнего десятилетия

Esquire
Эксперт FHH — о падении продаж и росте поисковых запросов о часах Эксперт FHH — о падении продаж и росте поисковых запросов о часах

Паскаль Равессу — о новой цифровой реальности

РБК
Человеческая микроглия получила раннюю специализацию Человеческая микроглия получила раннюю специализацию

Когда клетки человеческой микроглии приобретают черты зрелых?

N+1
Лучше не оглядываться Лучше не оглядываться

Насколько изменилась Украина за 30 лет независимости?

Огонёк
В наклоне В наклоне

Нельзя ли, чтобы трёхколёсный аппарат проходил поворот с наклоном?

Мото
Белок герпесвируса связали с развитием депрессии Белок герпесвируса связали с развитием депрессии

Инфекция герпесвирусом шестого типа может привести к развитию депрессии

N+1
Как поступить, если вы изменили партнеру, но не хотите расставаться Как поступить, если вы изменили партнеру, но не хотите расставаться

Вы изменили партнеру. Как поступить, чтобы сохранить отношения?

Psychologies
Обгони меня: как в СССР строили 300-сильные масл-траки из ЗИЛов Обгони меня: как в СССР строили 300-сильные масл-траки из ЗИЛов

Почему советские ЗИЛы по скорости были не хуже, чем правительственные лимузины

Популярная механика
Аллергия на солнце: как защитить кожу и что делать, если она пострадала Аллергия на солнце: как защитить кожу и что делать, если она пострадала

Разбираемся, что нужно знать, чтобы распознать и убрать фотодерматит

РБК
Она позволила делать с собой все: страшный перформанс Марины Абрамович Она позволила делать с собой все: страшный перформанс Марины Абрамович

Никто не знал, до какой чего могут дойти люди, которым дали абсолютную власть

Cosmopolitan
Любовь японцев и шоу: как Алина Загитова заработала за год больше 1 млн долларов Любовь японцев и шоу: как Алина Загитова заработала за год больше 1 млн долларов

Алина Загитова стала одной из самых успешных представительниц фигурного катания

Cosmopolitan
Найк Борзов — о карантине, новом альбоме и музыке как терапии Найк Борзов — о карантине, новом альбоме и музыке как терапии

Найк Борзов — о любви к Иерониму Босху и врачевании музыкой

РБК
«Говори на камеру»: как выступать онлайн  и записывать видео без нервов «Говори на камеру»: как выступать онлайн  и записывать видео без нервов

Как разговаривать на видео, куда смотреть, что делать с руками

Psychologies
Алкогений: Петр Первый Алкогений: Петр Первый

Петр Великий был реформатором российского пьянства

Maxim
Самые красивые Самые красивые

Наши бабочки не менее красивы, чем их экзотические южные собратья

Наука и жизнь
4 автомобильных бренда, которые исчезли (или рискуют исчезнуть) на наших глазах 4 автомобильных бренда, которые исчезли (или рискуют исчезнуть) на наших глазах

Автомобили, по которым мы не будем скучать

Maxim
Открыть в приложении