«Баба-слесарь и человек-жиза»: как блогеры «из народа» набирают миллионы просмотров и зарабатывают десятки тысяч рублей в TikTok
Популярные пользователи TikTok далеко не всегда выглядят как селебрити с обложки глянца и специализируются на песнях и танцах: в последние месяцы в русскоязычном сегменте соцсети появляется все больше «народных» звезд — блогеров, которые тонко подмечают бытовые мелочи и умеют передавать ощущение реальной жизни. Forbes поговорил с тремя такими героями и выяснил, как разрезать леской арбуз, в какой момент лучше подоить корову и почему ролл всегда выпадает из палочек в соевый соус
«Человек-жиза», «баба-слесарь», «сельский блогер» — это не супергерои из русских комиксов, а прозвища новых героев TikTok, которые снимают эпизоды из своей жизни и без вложений в раскрутку, технику и команду, а также без поддержки профильных агентств набирают в соцсети миллионы просмотров. «Люди устали от идеальных картинок красивой жизни, а TikTok позволяет пользователям показать свое истинное «я». Повседневная жизнь — одна из самых популярных категорий видео, так как сообщество платформы ценит искренность и ищет ее», — объясняет феномен популярности «народных» блогеров Кристина Еремеева, руководитель пресс-службы TikTok в России. Рекламодателей правда жизни тоже привлекает — авторы подобных страничек получают заказы от AliExpress, «Л’Этуаль», Aviasales и других крупных брендов.
Forbes поговорил с тремя популярными тиктокерами новой волны и выяснил, как им удалось заинтересовать миллионы людей бытовыми сценками и превратить кустарные съемки «на старенький смартфон» в основной источник дохода.
Контент по-деревенски
25-летний Айдар Калимуллин из села Копей-Кубово Республики Башкортостан с населением в 1000 человек не смог найти применения своему высшему образованию, но зато обрел 726 000 фанатов (зд. и далее — аудиторные данные по состоянию на 15 июля 2020 года), которые следят в TikTok за его насыщенной событиями деревенской жизнью. Договориться об интервью с Калимуллиным непросто: несколько раз он откладывал разговор. Блогер на ногах с 6 утра и до поздней ночи — ухаживает за скотом, работает в огороде и в поле, помогает матери по хозяйству.
Айдар — единственный мужчина в семье: отец умер, когда мальчику едва исполнилось три года. В детстве он хотел стать космонавтом, потому что родился 12 апреля. Когда подрос, мечтал о театральных подмостках и игре в кино. Но жизнь на природе и постоянное общение с животными изменили планы — Калимуллин поступил в Башкирский государственный аграрный университет на факультет биотехнологии и ветеринарной медицины, магистратуру которого окончил в 2019-м. Стипендии на жизнь не хватало, поэтому после пар подрабатывал разнорабочим за 500-600 рублей в день.
«Мама боится, что доходы от рекламы обратно отнимут, и считает меня бездельником»
Калимуллин думал, что высшее образование поможет найти работу, но поиски оказались тщетными: «Объездил весь район, всех предпринимателей. Сказали — жди». По словам блогера, работу ему так никто до сих пор и не предложил. «Я шесть лет свои потерял. И никому я не нужен», — вздыхает Айдар. Он отправился домой, чтобы заниматься хозяйством. Доход приносили мелкие подработки: наколоть дрова, попасти коров.
Еще на первом курсе Айдар начал делиться публикациями с зарисовками деревенской жизни в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена): выкладывал селфи с лошадью, фотографировал кроликов, показывал деревенские скачки и уборку сена. В 2015-м ролик, где Калимуллин скачет верхом на лошади вместе с собакой, попал в YouTube и набрал 50 000 просмотров. Ведущий тогда еще «Первого канала» Андрей Малахов пригласил Квлимуллина в передачу «Пусть говорят» (записи нет в открытом доступе, сохранилось короткое видео, которое блогер записал во время встречи с ведущим). Айдар стал героем рубрики «Аффтар жжот», посвященной авторам «взорвавших интернет» роликов. После эфира об Айдаре вышло еще несколько материалов в СМИ, а количество подписчиков в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) выросло до 18 000 (сейчас 113 600).
Это дало стимул снимать дальше, но сохранить взрывной рост не получалось. «Снимал я не деревенскую жизнь, а всякие вайны молодежные. Хотел пробиться в этом направлении, но, видимо, таких роликов было полно и конкуренция была большая. Поэтому ничего не выходило», — анализирует Калимуллин. Он вернулся к формату влогов о будничной жизни в селе: «Я не сдавался, у меня это в крови. Снимал, снимал, снимал, снимал. Хоть и просмотров было мало. Начал снимать деревенскую жизнь, потому что остальные ниши были заняты — танцы, тудым-сюдым, а про деревню я ничего не видел».
В сентябре 2018 года Калимуллин завел аккаунт в TikTok и начал публиковать там тот же контент, что в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Здесь ролики сразу стали набирать тысячи просмотров, а отдельные видео вроде колки дров на скорость — сотни тысяч. Появился азарт.
У Айдара нет четких рубрик: видео с животными чередуются с разговорными роликами, в которых он обращается к подписчикам, и приколами, в которых обыгрываются сельские реалии. Встречаются танцы и репортажи с работы, полезные советы и видео по мотивам трендов площадки.
За первый месяц он привлек 120 000 подписчиков. «В TikTok пользователи могут найти контент, который отражает их собственную жизнь, и узнать в роликах себя, или же наоборот открыть для себя авторов с другим культурным бэкграундом. Горожанам, например, любопытно узнать о жизни парня с фермы», — объясняет интерес к такого рода контенту Еремеева. С ней соглашается Рустем Богданов, основатель продюсерского центра ПЦ, который специализируется на TikTok: «Айдар чудесно передает атмосферу Башкортостана и рассказывает про лайфхаки для деревенских — никогда не знаешь, в какой момент жизни эти советы тебе пригодятся, поэтому с интересом досматриваешь».
В марте прошлого года ролик Калимуллина про уборку рабочего стола набрал 5 млн просмотров. В момент публикации блогер был в кафе с девушкой и друзьями. «Я смотрю, прям на глазах растет [число подписчиков] — плюс 5000, плюс 10 000. Я был в шоке», — вспоминает он. За ночь ролик получил 1 млн просмотров, а аккаунт — несколько сотен тысяч подписчиков. «Хайпанул», —констатирует Айдар.