Несерьезная квартира
Игорь Гулин об объединении APTART
В ММСИ в Ермолаевском заново открылась выставка «Воспоминание об APTART», посвященная одному из самых веселых явлений последней волны советского подпольного искусства.
Само слово APTART означает вещь достаточно расплывчатую — движение, место, определенный стиль в советском неофициальном искусстве, этап его развития. Художник Михаил Рошаль изобрел его, присоединив к «искусству» сокращение от английского apartment — квартира. Квартира принадлежала художнику Никите Алексееву. С октября 1982-го по май 1984-го там проходили выставки, перформансы, концерты. От них осталось какое-то количество фотографий и документов. Эти свидетельства, а также около полусотни работ, по большей части — фрагменты когда-то выставлявшихся в алексеевской квартире серий,— и представлены на выставке. Оценить по этим осколкам значение APTART’a не так просто. Оно, однако, очень велико.
К началу 1980-х художники и ценители подпольного искусства встречались на квартирах друг друга на протяжении пары десятилетий. Для тех из них, кто не был хоть как-то включен в официальную культуру, не имел второй профессии (иллюстратора, реставратора и т. п.) и, соответственно, мастерской, квартиры и были единственным пространством для художественной деятельности. Задумкой Алексеева, Рошаля и их друзей было превратить это положение из эксцесса в предмет рефлексии, в условия осознанной работы. Однокомнатная квартира на улице Дмитрия Ульянова была первой галереей в истории советского андерграунда — с персональными и коллективными выставками, приглашениями, вернисажами — настоящим художественным процессом, полностью независимым от воли властей и чиновников официальной культуры. В этот момент неофициальное искусство переставало быть системой связей, знакомств и влияний и впервые — хотя бы в шутку — приобретало вид институционализированной культурной деятельности.