Виктор Цой. 1989 – 1990
24 июня 1990 года группа «Кино» дает концерт на стадионе «Лужники». Толпа сходит с ума, «Кино» – единственная рок-группа в Союзе, способная собрать площадку таких размеров. Виктор Цой – суперзвезда, песню «Перемен!» с ним поет весь стадион; «Асса» и «Игла» проходят с ошеломительным успехом. «Кино» и Цой получают приглашения от зарубежных агентов, музыкантов, деятелей кинематографа. Кажется, для группы наступает золотая эпоха. Но все закончится через два месяца, на роковом повороте курортного шоссе. Но пока ревет стадион. 24 июня 1990-го в «Лужниках», на последнем концерте группы «Кино», зажгут олимпийский огонь – впервые с Олимпиады-80 и последний раз в истории.
Борис Гребенщиков: «Виктор Цой из подростка сразу стал мифом, и этот миф до сих пор существует. Цивилизация закончится, а песни его останутся».
Иосиф Пригожин
Продюсер, в 1990 г. помощник Юрия Айзеншписа, менеджера группы «Кино»
«Концерт в «Лужниках» делали Айзеншпис и Сергей Лисовский. Мы продали 70 тысяч билетов меньше чем за сутки! В кассы выстраивались огромные очереди».
Игорь Тихомиров: «Помню концерт в Миассе, в каком-то даже не ДК, а институтском актовом зале. Народ в этот зал рвался так, что дубовые двери толщиной 5 сантиметров были просто снесены напором людей. Нас тогда этот энтузиазм поразил. Думаю, это 1987 год, после выхода «Группы крови».
Иосиф Пригожин: «Я ездил с Цоем на завод АЗЛК покупать тот самый «Москвич», на котором он потом разбился, – Витя не очень хорошо водил, и Айзеншпис попросил меня ему помочь. На обратном пути у нас закончился бензин, мы встали на кольце, остановили грузовик. Водитель, когда увидел Цоя, обалдел: «Распишись на кассете! На руке! И на спине распишись!» В тот же день я отвозил Витю в аэро порт, уже на своей машине – они со Стингрей улетали в Японию. Подъезжаем к Шереметьево, а там армия фанатов! Мне капот помяли, прыгали, лезли на крышу, скандировали: «Цой! Цой!»
Рашид Нугманов: «Когда я поехал с прокатной копией «Иглы» по кинотеатрам, на каждой премьере творилось светопреставление. Двери ломали, чтобы попасть в кинотеатр! В Свердловске меня встретила постапокалиптичная картина: поздняя осень, пасмурно, вся площадь перед кинотеатром забита черными фигурами, похожими на зомби. Внутри полумрак. Мы сидим в кабинете директора, и вдруг вбегает человек: «Двери мы еще держим, но они лезут через вентиляционные шахты!»
Борис Зосимов: «Стадионную группу из «Кино» сделал Юра Айзеншпис. Они уже были успешны до него, Юра этого никогда не отрицал, но супергруппу из них сделал именно он. Цою невероятно повезло, что он попал в нужное время, нужное место и главное – в нужные руки. Рядом с ним было много талантливых людей, которые суперзвездами не стали: Башлачев, Науменко тот же. У них не было гениального менеджера».
Константин Эрнст
Генеральный директор первого канала с 1999 г.
«Перед нами из ниоткуда возник странный невысокий человек в вареной куртке (что уже тогда в нашем кругу считалось моветоном): «Здорово, мужики! Вижу, вы специалисты». Мы сделали вежливые, но неприятные лица. Мужик рассказал, что зовут его Юра, что он сидел за золотовалютные операции, но тянуло его по-настоящему к продюсированию, и теперь он присматривается к музыкальному процессу, чтобы прихватить кого-то особенно популярного. Я сказал: «Мужик, если ты реально хочешь швартануть кого-то серьезного и понять, кто тут будет главным в ближайшее время, то минут через 20 начнет выступать питерская команда, называется «Кино». Они будут играть свой новый альбом, лучше которого сейчас нет». Мужик деловито пожал нам руки, поблагодарил и удалился в темноту. Это был Юрий Айзеншпис».