Скоростная магистраль простимулирует арктические перевозки в России

МонокльHi-Tech

ВСМ откроет дорогу в Арктику

Запуск высокоскоростного железнодорожного движения по маршруту Москва — Санкт-Петербург изменит транспортную систему Северо-Западного региона и будет способствовать росту перевозок грузов для арктических проектов

Николай Ульянов

Россия готова обеспечить высокоскоростные магистрали собственным подвижным составом. Михаил Терещенко/ТАСС

Создание высокоскоростного железнодорожного движения поменяет транспортную систему в России и позволит увеличить объемы перевозки грузов. Если сегодня грузовые и пассажирские поезда ходят по одним и тем же путям, то ВСМ предназначены только для пассажирских перевозок. В стране запланировано строительство пяти линий ВСМ: от Москвы до Санкт-Петербурга, Адлера, Рязани, Екатеринбурга и Минска. Первой планируется запустить ВСМ Москва — СанктПетербург. Начало движения намечено на 1 апреля 2028 года.

По оценкам главы РЖД Олега Белозерова, в зависимости от маршрута ВСМ от 50 до 65% пассажирского движения будет переведено на высокоскоростные линии. Это, безусловно, высвободит провозные мощности, что позволит перевозить больше грузов и увеличить скорость их доставки, повысит конкурентоспособность железнодорожного транспорта.

Пропустите груз

После того как в 2009 году между Москвой и Санкт-Петербургом начали курсировать пассажирские поезда «Сапсан», развивающие скорость до 250 км/ч, грузовые перевозки с этой дороги были фактически «выбиты».

Как напомнил Олег Белозеров на профильной сессии ПМЭФ-2025 «Высокоскоростное движение — точки роста экономики будущего», исторически перевозка пассажиров в России идет вместе с перевозкой грузов, и это порождает конфликт. Пассажирские поезда, даже самые обычные, имеют более высокую скорость и приоритет в движении: грузовые уступают им дорогу. «Один пассажирский поезд снимает три грузовых поезда, — рассказал Олег Белозеров. — То есть мы могли бы провезти в три раза больше грузов, если бы скорости были одинаковы. По факту на сегодняшний момент между Москвой и Санкт-Петербургом, там, где двигаются “Сапсаны”, грузовых перевозок практически нет». Сегодня грузовые поезда идут от Москвы до Санкт-Петербурга не по прямому маршруту, объездные пути, по словам главы РЖД, длиннее как минимум на 250 км. Более того, сегодня нет возможности в нужном объеме доставлять грузы из восточной части страны в северо-западные регионы, поскольку провозные способности железной дороги в этом направлении исчерпаны. Одним из решений этой проблемы могло бы стать строительство дополнительной грузовой линии. Если бы не появление ВСМ.

«При строительстве ВСМ мы высвобождаем имеющуюся инфраструктуру и можем запустить дополнительные грузовые поезда, — отметил Олег Белозеров. — Что это такое? Это дополнительные 30 миллионов тонн. И экономия минимум 600 миллиардов рублей инвестиций в дополнительную инфраструктуру. Это означает, что самое главное для экономики — тарифная нагрузка — не будет повышаться так, как она могла бы быть увеличена, если бы мы строили грузовые пути».

Загруженность маршрутов до СанктПетербурга влияет и на доставку грузов на следующих перегонах. В частности, до Мурманска, который является важным транспортным узлом для всего Арктического региона. «Арктика может развиваться благодаря строительству ВСМ, Вот такая уникальная взаимосвязь у нас существует», — подытожил Олег Белозеров.

Медленный разгон

Несмотря на то что размеры России просто вопиют о том, что ей необходимо высокоскоростное железнодорожное движение, проекты ВСМ у нас двигались как грузовой состав — медленно, с остановками и отклонениями от наиболее короткого маршрута. Это касается как собственно магистралей, так и подвижного состава.

На рубеже тысячелетий был похоронен проект отечественного скоростного электропоезда «Сокол-250», способного «выжимать» до 250 км/ч, причем в дальнейшем планировалось увеличение этого показателя. Но своему «Соколу» предпочли немецкий «Сапсан» от Siemens. С немецким концерном, когда вновь встал вопрос о создании собственного высокоскоростного поезда, было заключено соглашение, по которому он становился технологическим партнером Инжинирингового центра железнодорожного транспорта. Центр был создан в 2019 году РЖД и холдингом «Синара — Транспортные машины» как раз для разработки высокоскоростного подвижного состава. Предполагалось, что Siemens передаст технологии высокоскоростных поездов, а владельцем интеллектуальной собственности в итоге станет российская сторона.

Производство самого поезда должно было быть организовано на заводе «Уральские локомотивы» в городе Верхняя Пышма Свердловской области. На тот момент предприятием на паритетных началах владели «Синара — Транспортные машины» и Siemens. «Уральские локомотивы» — производитель скоростного электропоезда «Ласточка» и нескольких моделей грузовых локомотивов. После 2022 года Siemens продал свою долю, а вместо «Ласточки» теперь выпускается ее локализованная версия, получившая название «Финист». Инжиниринговый центр продолжает разработку высокоскоростного электропоезда. Основные его параметры уже известны: эксплуатационная скорость — 360 км/ч, максимальная — 400 км/ч. Число перевозимых пассажиров — 454 человека. Поезд будет состоять из восьми вагонов, четыре из них будут моторными. В каждом из моторных вагонов будет по четыре электродвигателя, по одному на каждую ось, мощностью 630 кВт каждый. Схема с моторными вагонами наиболее распространена в высокоскоростном железнодорожном движении. В отличие от локомотивной схемы, когда весь состав приводит в движение один мощный электровоз, применение моторных вагонов позволяет распределить тягу по всему составу, что дает поезду возможность быстрее ускоряться и развивать более высокую скорость.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кризис как очередной шаг к индустриальной экономике Кризис как очередной шаг к индустриальной экономике

«Время легких успехов прошло. Предстоит трудная работа»

Монокль
С акцентом на бохо С акцентом на бохо

Современное пространство с элементами бохо, отражающее тенденцию к эклектике

Идеи Вашего Дома
Возвращение гребного колеса Возвращение гребного колеса

Первые упоминания о гребном колесе относятся еще к древнейшим временам...

Наука и техника
Знания не купишь Знания не купишь

Эффективно ли обучение онлайн и на что можно рассчитывать после его прохождения

Ведомости
Табаковы Табаковы

Олег Табаков — мэтр сцены, голос Матроскина и учитель великих актеров

Караван историй
Лето твоей любви Лето твоей любви

Простые приемы, которые помогут тебе стать счастливой женщиной

Лиза
Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания

Почему же так сложно выйти из замкнутого круга токсичных отношений?

VOICE
«Эффект кислого винограда»: как неудачи и страх провала мешают нам исполнять мечты «Эффект кислого винограда»: как неудачи и страх провала мешают нам исполнять мечты

Почему мы бессознательно обесцениваем то, что раньше вдохновляло?

Forbes
Возвращение к истокам Возвращение к истокам

Бизнес-седан Audi A6: классика и одновременно статус

Автопилот
Безопасность использования ИИ в банках: что важно знать Безопасность использования ИИ в банках: что важно знать

Как именно работает искусственный интеллект в финансовом секторе

Inc.
Типы матриц телевизоров: выбираем лучшую Типы матриц телевизоров: выбираем лучшую

Матрицы телевизоров: как в них не запутаться и какой тип выбрать?

CHIP
Город, который дает то, что нужно Город, который дает то, что нужно

Размышления москвича Григория Туманова о магии Петербурга

СНОБ
Тревожное исследование: ChatGPT убивает наше критическое мышление Тревожное исследование: ChatGPT убивает наше критическое мышление

Чем чрезмерное использование нейросетей крайне вредно для нашего мозга

ТехИнсайдер
В Питере пили В Питере пили

Где кутили Петр I, Пушкин, Довлатов и Смоктуновский

Weekend
Когда медицина перестает быть бумажной: как Москва лечит людей и спасает деревья Когда медицина перестает быть бумажной: как Москва лечит людей и спасает деревья

Как электронная медицина спасает сотни деревьев?

Правила жизни
Прямая трансляция антиутопии: как ИИ изменил нашу жизнь Прямая трансляция антиутопии: как ИИ изменил нашу жизнь

К чему приведет союз людей с нейросетями?

Grazia
8 доказанных наукой привычек, которые действительно повышают интеллект 8 доказанных наукой привычек, которые действительно повышают интеллект

Какие ритуалы стоит добавить в свою рутину, чтобы стать умнее

Maxim
Образ дьявола как политический инструмент Образ дьявола как политический инструмент

Как Израиль остановил революцию в Иране

Монокль
Вино и дюны Вино и дюны

Район Колареш, единственное место в Португалии, где виноград растет из песка

Seasons of life
Шанс на провал Шанс на провал

История легенды ленинградского нуар-рока — группы «Петля Нестерова»

СНОБ
Гастрономическая пара Гастрономическая пара

Сытно или изысканно? «Вдова Клико» или «Западный склон»?

СНОБ
«Подарок» с подвохом: что делать, если на банковскую карту поступили деньги от незнакомца «Подарок» с подвохом: что делать, если на банковскую карту поступили деньги от незнакомца

Что стоит за отправленными деньгами от незнакомца и как правильно действовать

ТехИнсайдер
Долгая зима: как за пять лет изменились венчурные инвестиции в женские стартапы Долгая зима: как за пять лет изменились венчурные инвестиции в женские стартапы

Почему в России уменьшается объем финансирования проектов предпринимательниц

Forbes
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

Ведомости
Музыкальный класс Музыкальный класс

Многое в концертной жизни впервые произошло в Филармоническом обществе

СНОБ
Жить интересно Жить интересно

О том, как можно найти решение, оглянувшись в прошлое

Вокруг света
Искусство развлекать Искусство развлекать

Развлечения: относительно недавние изобретения, хотя и с древними корнями

Вокруг света
Эдуард Илоян: Рынок может сам себя отрегулировать Эдуард Илоян: Рынок может сам себя отрегулировать

Генпродюсер YBW — о будущем «Папиных дочек» и стратегии компании

Ведомости
Тихая гавань русских литераторов Тихая гавань русских литераторов

Усадьбе Остафьево повезло, в ее облике с давних времен мало что менялось

Знание – сила
Открыть в приложении