Современный Иран надеется сохранить государство и суверенитет

МонокльОбщество

Своей иранской тропой

Балансируя между войной и миром, ядерным арсеналом и экономическим прогрессом, традиционализмом и современностью, духовенством, силовиками и реформаторами, современный Иран надеется сохранить государство и суверенитет

Леонид Цуканов, кандидат политических наук, эксперт Российского совета по международным делам, консультант ПИР-Центра.

Пятничная молитва мусульман в Тегеране

Иран вступил в очередные масштабные переговоры с Западом по своей ядерной программе и пересмотру санкционного режима. Страна активно оспаривает свое региональное положение, стремясь перейти в разряд сверхдержав даже ценой затяжного конфликта с западной коалицией, готова к компромиссу, но не согласна на унижение.

Внутри Ирана иногда вспыхивают народные волнения, которые пытаются объяснять то голодными бунтами, то восстанием против теократии, то энергетикой прогрессистов — и именно такой общественной и политической нестабильностью часто аргументируют, почему Тегеран «не дорос» до ответственного обладания ядерным оружием, в отличие от других соседей по региону.

Во многом это происходит потому, что «за кадром» остается богатый культурный, социальный и религиозный пласт, характерный для иранской внутренней политики. А потому все же резонно посмотреть на некоторые идеологические основания и политические догмы Исламской Республики глазами местных жителей. Через призму их ценностей, страхов и желаний.

Культурный баланс

Иран — довольно консервативная страна, жизненный уклад которой определен религиозными догмами. Несмотря на это, ситуация в нем отличается от плакатной картинки, которую любят рисовать израильские (а иногда и западные) СМИ — с бесправными женщинами, диктатом ультраконсервативных исламских священнослужителей, катком репрессий и абсолютным контролем за любыми действиями жителей.

На деле ситуация складывается иначе. В отдаленных от столицы провинциях (особенно в сельской местности) царит консервативный уклад, местные жители следуют принципу «свой — чужой» и с опаской реагируют на любые проявления инакомыслия. Однако внутри каждой такой общины есть собственные порядки и традиции. Случается и так, что по отдельным вопросам — будь то соблюдение религиозных обрядов или границы допустимого соприкосновения с западной культурой — самоограничения уездных обществ даже жестче, чем в среднем по стране.

В крупных городах дышится на порядок свободнее. Остается место даже для шумных вечеринок западного образца. Правда, со своими условностями: организаторы снимают загородные дома с надежной шумоизоляцией, чтобы снизить риск обнаружения. Это позволяет молодежи выпустить пар «за закрытыми дверями» (включая употребление алкоголя), не попадая в поле общественного порицания. Разумеется, власти о подпольных вечеринках знают, но не чинят им больших препятствий — во всяком случае, пока организаторы соблюдают грань дозволенного.

Конечно, иранское общество не стоит на месте и постепенно трансформируется, религиозные нормы хотя и остаются основой уклада, не противоречат здравому смыслу.

EPA/Wael Hamzeh

Весьма показательна в данном контексте эволюция подхода иранских властей к контролю за ношением хиджабов. На протяжении пяти лет эта тема была головной болью официального Тегерана — правительство с большим трудом искало баланс между консервативной и прогрессивной частями общества, натыкаясь на сопротивление то одной, то другой стороны.

Первое время власти пытались сохранить обязательность ношения хиджабов, подавляя протестные выступления женщин и даже угрожая «блокировать счета» тех, кто перечит догмам. Однако в итоге вынуждены были пойти на попятную: страну сотрясали бесконечные протесты из-за каждого резонансного притеснения женщины. На расформирование отвечавшей за контроль над ношением хиджабов «полиции нравов» («Гашт-э Эршад»), о завершении полномочий которой власти сообщали еще в 2022 году, потребовалось еще почти три года.

Правда, решение смотреть на поведение женщин сквозь пальцы вылилось, в свою очередь, в протесты консервативной части населения. В конце марта — начале апреля 2025 года прошло несколько митингов, в которых участвовали в том числе женщины. Официальному Тегерану пришлось урезонивать и эту сторону, достаточно жестко разогнав манифестантов. Причем с использованием тех же средств, что и во времена борьбы с противниками хиджабов.

Иран в своей неоднозначности не одинок. Поиском баланса между традиционализмом и прогрессивной культурой озабочены и его соседи по Заливу, в первую очередь Саудовская Аравия, где со второй половины 2010-х годов развернулись масштабные светские реформы. Исламскую монархию «с современным лицом» вот уже пять лет активно строят Катар и ОАЭ. Схожие подвижки (пусть пока и не столь явные) наблюдаются и в Кувейте, считающим себя «последним бастионом» традиционализма не только на Аравийском полуострове, но и на всем Ближнем Востоке.

Мусульманские страны следят не только за собой, но и друг за другом — подмечая, где конкурент поспешил, а где, напротив, проявил слишком мало напора и потому остался не у дел. И с проблемами сталкиваются во многом схожими — с предрассудками, нежеланием части населения рушить традиционный уклад жизни, общей инертностью общественной жизни.

Тегеран, в отличие от аравийских монархий, в меньшей степени оглядывается на мнение соседей, предпочитая задавать ценностные тренды самостоятельно. Например, страна быстрее прочих приняла криптовалюту и даже нашла способ использовать ее для покупки санкционных товаров, в то время как в половине монархий Залива публичное обращение с криптовалютами все еще порицаемо. Иран же превратил собственную криптовалюту, цифровой риал, в культурный символ, сделав ее одним из столпов своей «экономики сопротивления».

Ястребы и голуби

В силу специфики политического устройства страны значительная часть иранской элиты сформирована из числа консервативных духовных авторитетов (так называемых аятолл), а высшая власть в стране принадлежит верховному аятолле (рахбару), за которым всегда остается последнее слово по внутри- и внешнеполитическим вопросам. Авторитет рахбара и его окружения огромен, он же служит основным «нравственным барометром» и задает тон реакции значительной части иранского общества на те или иные события.

Однако духовенство не единственная группа влияния внутри консервативного крыла иранской политики. Большой вес получили представители силовиков — главным образом генералы Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Будучи наследниками Революционной гвардии и имея привилегированное положение в системе безопасности — фактически отдельной малой армии, стражи считают себя одним из столпов Республики и выступают за то, чтобы их политический голос звучал наравне с духовенством.

Формально ведущей силой внутри консервативного крыла остаются аятоллы — на них (и в первую очередь на рахбара) ориентируются стражи при работе над законодательством и в повседневной жизни; их же именем обосновывают военные операции. Однако в последние несколько лет выходцы из КСИР пытаются аккуратно ограничить влияние духовенства на отдельные политические процессы в пользу силового блока. И преуспевают в этом: на президентских выборах 2021 и 2024 годов кандидаты от силовиков были в числе фаворитов гонки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мечтатели Мечтатели

Рассказ «Мечтатели» от Нади Алексеевой, лауреата премии «Большая книга»

СНОБ
Премьеры отменяются Премьеры отменяются

Темпы выхода новых проектов девелоперов замедляются

Деньги
Наталья Осипчук: «Мы конкурируем за время человека» Наталья Осипчук: «Мы конкурируем за время человека»

Зачем людям в эру онлайн-образования встречаться в учебных аудиториях

РБК
Трудная жизнь нефтерубля Трудная жизнь нефтерубля

Если хочешь экономического мира, готовься к экономической войне

Деньги
Во имя красоты Во имя красоты

Елизавета Борзунова о том, как ей удается создавать уникальные украшения

Grazia
Не только для уборки: 13 неожиданных способов использования бумажных полотенец Не только для уборки: 13 неожиданных способов использования бумажных полотенец

Бумажные полотенца годятся не только для того, чтобы протереть стол или руки

VOICE
Владимир Этуш: «Я обожаю жизнь!». Фронтовые воспоминания Владимир Этуш: «Я обожаю жизнь!». Фронтовые воспоминания

У меня была бронь, но я записался добровольцем. Я мог не воевать. Но я не мог!

Коллекция. Караван историй
Что едят в космосе Что едят в космосе

Рассказываем про пищу для космонавтов и по каким принципам она подбирается

Maxim
Город «злой» и город «добрый» Город «злой» и город «добрый»

Весной 1238 года «злой город» Козельск разозлил монголо-татар

Дилетант
Дэвид Линч Дэвид Линч

Правила жизни кинорежиссера Дэвида Линча

Правила жизни
Семь шагов к красивой спине Семь шагов к красивой спине

Бороться с жировыми валиками на спине трудно. Но можно попробовать

Здоровье
Честность как концепция Честность как концепция

Как шефы относятся к чистоте концепции и что в целом думают о честной позиции?

Bones
Красота и время Красота и время

Женская красота — та самая условность, которая влияет на всю нашу жизнь

Новый очаг
«Миноритарий» звучит размыто «Миноритарий» звучит размыто

Непубличные компании могли бы стать базой для роста фондового рынка, но не стали

Монокль
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Суверенитет дороже денег Суверенитет дороже денег

Россия не имеет полной цепочки производства редкоземельных металлов

Монокль
«Засветиться» в инфополе и почаще выходить из дома: как быстро завести знакомства в новой профессии «Засветиться» в инфополе и почаще выходить из дома: как быстро завести знакомства в новой профессии

Как создать полезные связи в условиях ограниченной очной коммуникации?

Inc.
Каждому, по факту, рядом нужен человек Каждому, по факту, рядом нужен человек

«Как пережить душевную боль, которую нам причиняют самые близкие люди?»

OK!
Германия пожинает плоды стратегического аутсорса Германия пожинает плоды стратегического аутсорса

Чем были интересны выборы в бундестаг и ждать ли России возвращения Германии

Монокль
Ломать не строить Ломать не строить

Что делать при покупке квартиры с неузаконенной перепланировкой

Лиза
Глеб Туричин: «Кораблестроителя надо учить руками» Глеб Туричин: «Кораблестроителя надо учить руками»

Ректор «Корабелки» — о цифровизации флота, кадрах и важности Арктики для всех

Ведомости
Родина слонов Родина слонов

Маршрут по Ставрополю, гарантирующий самые яркие впечатления

Лиза
Деми Мур. По ту сторону памяти Деми Мур. По ту сторону памяти

Деми Мур всегда шла против правил и была прямолинейна

Караван историй
Любовь и магия Любовь и магия

Даже если жизнь делает из вас Золушку, помните: внутри себя вы принцесса

Новый очаг
«Ангел Божий на землю спустился...» «Ангел Божий на землю спустился...»

Ирэн Юсупова — легенда своего времени, которую считали чуть ли не нимфой

Караван историй
Дамы догоняют кавалеров: рынок франчайзинга близок к гендерному паритету Дамы догоняют кавалеров: рынок франчайзинга близок к гендерному паритету

Женщины фактически сравнялись с мужчинами на рынке франчайзинга

Forbes
По ком стучит барабан По ком стучит барабан

«Обезьяна» — причудливый хоррор, вдохновленный рассказом Стивена Кинга

Weekend
Всаднику вернули историчность Всаднику вернули историчность

Как студенты отреставрировали малую модель знаменитого Медного всадника

Санкт-Петербургский университет
Программа «12 шагов»: как она работает и кому может помочь Программа «12 шагов»: как она работает и кому может помочь

Как программа «12 шагов» помогает избавиться от зависимости?

Psychologies
5 фильмов, без которых невозможно представить советский киноавангард 5 фильмов, без которых невозможно представить советский киноавангард

Пять кинолент, которые станут проводниками в мир авангардного кино

СНОБ
Открыть в приложении