Новая жизнь биткоина
Государства проявляют все больше интереса к криптовалютам, особенно к биткоину как к независимому средству накопления. Вслед за США они готовы закрыть глаза на высокую волатильность и прочие недостатки крипты, тем более что традиционные резервные активы вроде госдолга самих США тоже не могут похвастаться устойчивостью
Независимая финансовая консультационная компания с международным присутствием Devere Group прогнозирует, что в наступившем году США могут накопить от 300 тыс. до 400 тыс. биткоинов (на момент написания этой статьи 1 BTC стоил 92 515 долларов).
По оценкам аналитической компании Bernstein, для криптовалют в этом году наступит «эпоха бесконечности», infinite age, под которой подразумевается длительный период активной эволюции и роста популярности. Весьма оптимистично в компании смотрят и на траекторию роста «битка», предполагая, что его цена в этом году может дойти до 200 тыс. долларов за штуку.
Аналитики Fidelity Assets Management, еще одной крупной финансовой компании, ожидают, что «все больше государств, центральных банков суверенных фондов и казначейств будут стремиться создать стратегические позиции в биткоине». В их отчете рассматриваются не только BTC, но и прочие криптовалюты, перспективы которых на фоне нынешнего ажиотажа тоже смотрятся более чем неплохо.
Подобные оценки становятся все более закономерными на фоне скорой инаугурации президента США Дональда Трампа. Новоизбранный президент и бизнесмен в криптоиндустрии уже уверенно считается «своим». Особенно после обещаний навести порядок в законодательстве и заявлений о готовности уволить председателя Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) Гэри Генслера (чиновник в ноябре прошлого года заявил, что уйдет в отставку в день инаугурации нового президента). Здесь стоит напомнить, что при президенте Джо Байдене контроль за крипторынком был усилен, а SEC предъявила различным криптокомпаниям около сотни обвинений в несоответствии законам о рынке ценных бумаг. В интервью Bloomberg Гэри Генслер упоминал, что даже при его предшественнике Джее Клейтоне было инициировано около 80 судебных разбирательств против криптобирж и прочих криптокомпаний, самые громкие из которых — иски к биржам Coinbase и Kraken, а также к Ripple. Чиновник объяснил это распространением мошенничества на крипторынке и стремлением защитить инвесторов от рискованных вложений, манипуляций с курсом криптоактивов и дезинформации. Более 40 криптовалют, включая Solana (SOL), Cardano (ADA) и BNB от Binance, были причислены регулятором к категории незарегистрированных ценных бумаг.
Сопротивление SEC было столь яростным, что криптовалютные биржевые фонды, ETF, криптоэнтузиасты и финансовые воротилы еле «продавили»: около десяти лет комиссия не давала разрешения на создание таких фондов. Решение в пользу фактической легализации биткоин-фондов было принято после того, как компания Grayscale Investments одержала победу над SEC в ходе судебных тяжб. Федеральный апелляционный суд отменил отказ SEC в удовлетворении заявки Grayscale на преобразование ее существующего биткоин-траста в полноценный ETF. По мнению суда, SEC не удалось привести убедительные аргументы в пользу запрета спотовых фондов, покупающие крипту в свои активы.
Теперь же ожидается, что при новом президенте произойдет значительное послабление в части законодательства о криптовалютах. «Я думаю, что у криптовалют большое будущее <...> Возможно, с их помощью мы окупим 35 триллионов долларов», — туманно заявлял ранее Дональд Трамп, имея в виду госдолг США.
Такая криптоактивность США не могла пройти мимо мирового сообщества, заставляя многие страны либо задумываться о биткоине более серьезно, либо предпринимать уже конкретные шаги. Одним из показательных примеров стала Чехия. Управляющий Национального банка Чехии (ČNB) Алеш Михл недавно заявил, что чешский регулятор планирует рассмотреть возможность покупки небольшого количества биткоинов для диверсификации резервов и вообще считает биткоин «интересным вариантом». В принципе, некоторые традиционные финансовые институты уже начали процесс. Например, если верить утечке переписки, крупнейший итальянский банк Intesa Sanpaolo SpA уже купил биткоины на миллион евро. До этого банк ограничивался исключительно торговлей производными инструментами на криптовалюту. Неожиданно? Если вспомнить историю криптовалют, становится понятно, что ничего неожиданного не происходит.
Биткоин докатился до признания
Если оглянуться назад, то первоначальный интерес к криптовалюте в целом и к биткоину как первому и наиболее известному ее представителю стимулировали опять-таки США, но «от противного». Активное использование доминирующего положения доллара как рычага политического давления буквально заставило многих внимательнее присмотреться к криптовалютам, сформировало тренд на создание государствами собственных цифровых валют и использование уже существующих альтернатив доллару, как в случае с Сальвадором (о чем ниже). Добавим сюда запреты на платежи в долларах и евро, санкции, контроль за финансовыми потоками, постоянную инфляцию доллара — и получим результат: биткоин всего лишь за несколько лет из непонятной «валюты для преступников и наркоманов» превратился в серьезный инструмент, на который обратили свое внимание финансовые воротилы. В первую очередь в тех же в США, вынуждая официальные власти переходить от позиции «все запретить» к более гибкой (подробнее см. «Биткоин: некуда деваться», «Монокль» № 14 за 2024 год).