Остановит ли иранский удар амбициозные планы Биньямина Нетаньяху?

МонокльОбщество

Ближний Восток в спирали войны

Новый иранский удар баллистическими ракетами по Израилю может остановить амбициозные планы Биньямина Нетаньяху по спасению своей репутации, партийных рейтингов и имиджа самой боеспособной силы в регионе. Но еще несколько кругов по лестнице эскалации — и большую войну на Ближнем Востоке не остановит ничто

Александр Смирнов

Израильские военнослужащие и танки на севере страны на границе с Ливаном. AP Photo/Baz Ratner

Еще чуть более года назад ближневосточный ландшафт выглядел принципиально иначе. Израиль был близок к тому, чтобы установить дипломатические отношения с Саудовской Аравией по примеру Турции, восстановившей в 2022 году дипотношения с ТельАвивом. Ранее в рамках продвигаемых США «соглашений Авраама» Израиль «подружился» с ОАЭ, Бахрейном, Марокко, Египтом, Иорданией и Суданом. Президент США Джо Байден объявил о планах грандиозного инфраструктурного проекта — сухопутного транспортного пути, соединяющего Индию и ЕС, который должен был пройти через территорию Саудовской Аравии, ОАЭ, Израиля и Иордании. А за неделю до теракта ХАМАС советник США по национальной безопасности Джейк Салливан заявил, что в регионе Ближнего Востока «сейчас спокойнее, чем за последние два десятилетия».

Однако теракт палестинских боевиков 7 октября 2023 года и реакция на него Израиля полностью уничтожили возможность нормализации отношений Тель-Авива с соседями. Израильская армия начала длительную антитеррористическую войну в секторе Газа, периодически проводит войсковые операции на Западном берегу реки Иордан, обменивается ударами с враждебными силами в Йемене, Ираке и Сирии, вступила в войну с Ливаном и близка к войне с Ираном.

При этом у Тель-Авива стремительно охлаждаются отношения с Вашингтоном и рядом европейских союзников, находящихся под давлением общественного мнения, требующего немедленного прекращения военных действий в секторе Газа. Иранские баллистические ракеты и дроны пробивают «Железный купол» и бьют по объектам в израильских городах, пока только военным. Цена на нефть идет вверх, специалисты все чаще предупреждают о рисках большой ближневосточной войны.

В то же время стратегия на деэскалацию пока не просматривается вовсе. И прежде всего из-за напористости еврейского государства. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху не готов останавливать военные операции по целому ряду причин как личного характера, так и в силу общих представлений о том, что является благом для Израиля.

Во-первых, действующее правительство было сформировано на основе правых и ультраправых партий, которые угрожали развалить коалицию в случае любых уступок ХАМАС и его союзникам. А уходить в отставку премьеру не хотелось, поскольку после госслужбы его ожидают два крайне неприятных события — продолжение суда по обвинению в коррупции и возможные обвинения правительства в бездействии, приведшие к теракту 7 октября.

Во-вторых, Нетаньяху действительно рассчитывает на военную победу, но не в результате текущих военных операций в секторе Газа и Ливане — их он рассматривает как тактические ходы, позволяющие выиграть время. Израильский премьер полагает, что обеспечить безопасность Израилю может только победа над Ираном, который в последнее время пользуется покровительством Китая.

Нетаньяху прекрасно отдает себе отчет в том, что в одиночку его стране с этими противниками не справиться. Но если в Белый дом вернется Дональд Трамп, тогда возможны разные варианты развития событий, вплоть до прямого участия США в войне на стороне Израиля.

Возвращение «старого доброго» Израиля

Свою безопасность Израиль всегда обеспечивал силой: на любую угрозу Тель-Авив отвечал сокрушительными ударами по врагам, что заставляло их надолго отказываться от повторения попыток атаковать еврейское государство. Израиль дважды — в 1967 году в ходе Шестидневной войны и в 1973-м в ходе Войны Судного дня — быстро и относительно легко разбивал арабские коалиционные армии, отбирая у соседей обширные территории. Проводил точечные ликвидации политических и военных командиров оппонентов. В последние десятилетия войсковые специальные операции против «Хезболлы» и палестинских боевиков были уже не столь удачными, но свои интересы Израиль отстаивал уверенно.

Попытка израильских властей ответить на теракт 7 октября в прежней силовой парадигме пока приносит обратный эффект: в войне с ХАМАС в секторе Газа не удается одержать военную победу. При этом Израиль получает регулярные ракетные и дроновые удары из Ливана, Сирии, Ирака и Йемена. Война против ливанской «Хезболлы» призвана вернуть ЦАХАЛ утраченный ореол непобедимой военной силы.

«Хезболла» родилась в пламени гражданской войны в Ливане. Надо напомнить, что это государство, получившее независимость в 1943 году, обладало типичным набором постколониальных детонаторов: расчерченными по западным лекалам границами, сложным конфессиональным и национальным составом, конфликтным устройством власти и межклановых отношений. В итоге после трех десятилетий относительного процветания шиитские, суннитские и христианские группировки начали гражданскую войну, которая затем плавно перетекла в борьбу против оккупационных войск Израиля, занявших юг страны.

«Хезболла» родилась в начале 1980-х в горниле борьбы ливанских шиитов против иностранной интервенции. AP Photo

Здесь и показали себя боевики «Хезболлы», с 1982 года начинавшие в подполье, а в 1985 году воевавшие уже открыто, после публикации антизападного манифеста. К слову, в разные периоды «для нормализации обстановки» части страны также находились под контролем американских и сирийских военнослужащих, и они также воспринимались как оккупационные.

В прошлом веке израильские войска дважды входили на территорию Ливана в ответ на террористические акции Организации освобождения Палестины, которая базировалась на этих территориях. И вплоть до 2000 года контролировали часть южных районов Ливана, формируя «зону безопасности». Затем отошли и попытались вернуться в 2006-м, в ответ на массированные обстрелы уже со стороны «Хезболлы», нападение на блокпосты и захват израильских солдат в заложники. Эта операция не считается успешной, хотя своих целей Израиль добился, выйдя к реке Литани. Данную водную преграду и сегодня полагают оптимальной для создания границ буферной зоны, если Израиль решит повторить такой сценарий. Однако в 2006 году ЦАХАЛ быстро откатился к своим границам, внезапно согласившись с резолюцией ООН, а на самом деле сочтя борьбу с «Хезболлой» слишком затратной с точки зрения материальных и человеческих потерь. До 2024 года в Ливан Израиль больше не входил.

Что касается «Хезболлы», то она последовательно наращивала военное влияние при финансовой помощи Ирана, а в 1992 году приняла участие в выборах и постепенно стала частью — и серьезной — легитимной системы ливанской власти. Она вошла в парламент и получила министерские посты. А также развернула активную социальную политику, раздавала нуждающимся продукты питания, создавала рабочие места на предприятиях и в сельскохозяйственном секторе, отстаивала интересы неимущих — и пользовалась поддержкой электората.

В то же время «Хезболла» сохраняет жесткую антиизраильскую и пропалестинскую риторику, что разделяют далеко не все жители Ливана, а активные военные действия против Армии обороны Израиля не одобряют и многие представители традиционного шиитского сегмента общества, особенно на юге Ливана. Во многом поэтому военизированное крыло «Хезболлы» в последние годы больше сосредоточивалось на обороне своих территорий. Однако после начала войны в секторе Газа не могло остаться в стороне и начало обстрел израильского севера. Тель-Авив, в свою очередь, принял решение ликвидировать и эту угрозу.

Новая война с «Хезболлой»

Начало военной операции против «Хезболлы» выглядело впечатляюще. В результате подрыва пейджеров, раций, ноутбуков, мопедов и другой техники, которой в основном пользовались руководители и связные «Хезболлы», было убито несколько десятков членов организации, а около двух тысяч получили серьезные ранения. В принципе, сама по себе идея минировать пейджеры настолько стара и банальна, что даже использовалась сценаристами российских криминальных мыльных опер начала 2000-х. Удивил, скорее, размах операции, а главное, то, каким образом отвечающему за закупки средств связи члену «Хезболлы» удалось объяснить руководству ливанской организации, почему нужно закупать это оборудование у тайваньско-венгерского производителя (мягко говоря, это не самые дружественные страны), а не у Китая.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Семена раздора Семена раздора

Наибольший объем квот на импорт семян получили никому не известные компании

Монокль
Доппельбоди-хоррор Доппельбоди-хоррор

«Другой человек»: проблема двойников в эпоху бодипозитива

Weekend
Анна Савранская: «Я стремлюсь к непредсказуемости» Анна Савранская: «Я стремлюсь к непредсказуемости»

Карьера молодой актрисы Анны Савранской только начинается, но с громкого проекта

VOICE
5 книг о разных субкультурах 5 книг о разных субкультурах

Книги о советских хиппи, русском авангарде и других субкультурах

СНОБ
Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь

Аддитивные технологии обещают приспособить под производство идеальной обуви

Монокль
Как ученые пустили лазер в дело: 3D-принтеры и алкорамки Как ученые пустили лазер в дело: 3D-принтеры и алкорамки

Компания «Лазерные системы» из науки шагнула в прикладной мир бизнеса

Монокль
Бот еще: чем опасна для бизнеса «забытая» автоматизация Бот еще: чем опасна для бизнеса «забытая» автоматизация

Не стоит забывать об одном риске IT-компании — «забытой» автоматизации

Forbes
Инновации в закрытом контуре Инновации в закрытом контуре

Что дают бизнесу частные сети связи PrLTE

РБК
Иваново: А что вокруг? Иваново: А что вокруг?

Какие сокровища таит в себе Ивановская область

КАНТРИ Русская азбука
Юра Борисов и Макар Хлебников пускаются в бега под хит «Кино». Какой получилась драма «Кончится лето»? Юра Борисов и Макар Хлебников пускаются в бега под хит «Кино». Какой получилась драма «Кончится лето»?

Владимир Мункуев и Максим Арбугаев создают мужскую версию «Тельмы и Луизы»

Правила жизни
Прошу к барьеру! Прошу к барьеру!

Можно ли доверять презервативу полностью в деле защиты от инфекций?

Лиза
Однажды 20 лет спустя: может ли грузинская оппозиция повторить «революцию роз» Однажды 20 лет спустя: может ли грузинская оппозиция повторить «революцию роз»

Победа правящей в стране «Грузинской мечты» еще не окончательна

Forbes
Зачем в старых пятиэтажках делали окно между кухней и ванной комнатой Зачем в старых пятиэтажках делали окно между кухней и ванной комнатой

Для чего строили небольшое окно, расположенное между кухней и ванной?

ТехИнсайдер
Утилистический прием Утилистический прием

Как Константин Вагинов изобрел безотходную переработку прошлого

Weekend
«История как наука и политика: Эксперименты в историографии и Советский проект» «История как наука и политика: Эксперименты в историографии и Советский проект»

Как Вавилов стал посредником между научным сообществом и большевиками

N+1
10 самых продаваемых Jeep за всю историю существования 10 самых продаваемых Jeep за всю историю существования

Культовые модели Jeep

4x4 Club
Надежная защита Надежная защита

Как помочь организму ребенка подготовиться к холодам?

Лиза
Самые шокирующие продукты, которые съедали домашние животные Самые шокирующие продукты, которые съедали домашние животные

Опрос выявил самые странные вещи, которые наши любимцы не против проглотить

ТехИнсайдер
Бритни Спирс есть у нас дома: почему новый роман Виктора Пелевина «Круть» совсем не крутой? Бритни Спирс есть у нас дома: почему новый роман Виктора Пелевина «Круть» совсем не крутой?

«Круть»: Акела (Виктор Пелевин) на этот раз промахнулся

Правила жизни
Наталья Осипчук: «Мы конкурируем за время человека» Наталья Осипчук: «Мы конкурируем за время человека»

Зачем людям в эру онлайн-образования встречаться в учебных аудиториях

РБК
Как играть в шахматы с компьютером бесплатно: топ-5 популярных сервисов Как играть в шахматы с компьютером бесплатно: топ-5 популярных сервисов

Если у вас нет напарника для игры в шахматы, можно использовать ИИ

CHIP
Meta-Gene 2: программа для автоматизации процесса генетического мета-анализа Meta-Gene 2: программа для автоматизации процесса генетического мета-анализа

Программа, которая облегчает выявление генетических причин тяжелых заболеваний

Наука и техника
Как перестать бояться того, что родители стареют: 5 шагов Как перестать бояться того, что родители стареют: 5 шагов

Как побороть страх перед родительской старостью?

Psychologies
«Гоголя почитайте, камон,— все то же самое» «Гоголя почитайте, камон,— все то же самое»

Куда смотрит Ленин спустя 100 лет после своей смерти

Weekend
Зоологи допустили существование 30 тысяч видов и подвидов дождевых червей Зоологи допустили существование 30 тысяч видов и подвидов дождевых червей

Как ученые оценили разнообразие дождевых червей на планете

N+1
«Жарили рыбу, прибив к доске» «Жарили рыбу, прибив к доске»

Экспедиционные туры глазами повара, а точнее кока

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Женская самоценность: 3 ступени к уверенности в себе Женская самоценность: 3 ступени к уверенности в себе

Женская уверенность в себе: из чего она состоит и можно ли её укрепить?

Psychologies
Нейросети-растениеводы Нейросети-растениеводы

Как нейросети помогают узнать, сколько удобрений нужно вносить в почву

Санкт-Петербургский университет
Яичное разнообразие Яичное разнообразие

Почему увеличивается интерес потребителя к нишевому яйцу

Агроинвестор
3 этапа отношений, через которые проходит каждая пара 3 этапа отношений, через которые проходит каждая пара

Какие этапы проходят все влюбленные и что за опасности их подстерегают?

Psychologies
Открыть в приложении