Мода на IPO: на чем могут погореть частные инвесторы
2020 год был «сумасшедшим» во многих отношениях. Одним из проявлений стало массовое увлечение частных инвесторов вложениями в IPO. Многим экспертам, вплоть до главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, кажется, что инвесторы берут на себя слишком большие риски. В чем причина этой моды и как обезопасить свои личные вложения? Об этом рассуждает Исаак Беккер — международный финансовый консультант, автор книги «Когда плохо — это хорошо»
Классика «жанра»
Когда та или иная компания решает выйти на фондовый рынок, то она обращается, например, к Goldman Sacks, JPMorgan или другому инвестиционному банку с просьбой быть андеррайтером — организатором первичного размещения. Затем следует длительный этап сбора информации, подачи заявки и оценки акций компаний. После этого организатор IPO начинает заполнять «книжку» — список заявок от крупных банков, инвестиционных компаний, фондов, состоятельных клиентов. Если на рынок выходит известная и перспективная компания, то, как правило, удовлетворяется только часть заявки, например, 25%-30% от желаемой суммы, а если интерес не очень большой, то заявку могут удовлетворить и на 100%. Частный инвестор с несколькими тысячами долларов в кармане традиционно в таких размещениях не участвовал.
Однако, в связи с бурным ростом рынка в последние годы, некоторые брокеры стали предоставлять частным инвесторам возможность вложиться в IPO. Их немного, в США это E*TRADE и TD Ameritrade, услуги которых не доступны нашим гражданам. Однако, как ни странно, Россия сейчас является одним из лидеров по обеспечению доступа частных инвесторов к IPO. Эти и занимаются «Фридом Финанс», United Traders, ФИНАМ, «Тинькофф Инвестиции», АТОН. В общем, нашему инвестору есть куда обратиться.
Раскрученная тема
Почему частный инвестор заинтересовался достаточно специфической для личных вложений областью? Ведь на рынке котируются сотни акций известных компаний, не говоря уже об армии ETF — биржевых фондов на индексы фондового рынка США, стран Европы и Азии, любых секторов экономики. Есть варианты на любой вкус и на любой уровень риска и дохода.
Ответ понятен. Достаточно посмотреть на доходы от хорошо раскрученных IPO, о которых с завистью говорят на всех углах. Вот некоторые из них за прошлый год: акции онлайн-страховщика Lemonade Inc только за первый день торгов выросли на 139%, производителя ПО BigCommerce Holdings — на 201%, фармацевтической компании CureVac N.V. — на 249%. Конечно, так получается не всегда, но очень многие бумаги растут уже в первый день после размещения на 30-40%, а в первые несколько месяцев — на 100% или даже 200%. Этому способствует и тот факт, что инвесторы, купившие акции до IPO, могут продавать свои бумаги только после трех или шести месяцев — это так называемый lock up период — время запрета на торговлю, чтобы не допустить сильной волатильности.