Он делал один из первых каршерингов, который поглотили Mail.ru Group и «Сбер»

VC.RUБизнес

«Сожалений нет»: сооснователь YouDrive Борис Голиков попрощался с брендом, сделал выводы и ушёл в обустройство дворов

Шесть лет он вместе с партнёрами делал один из первых каршерингов в России, который впоследствии поглотили Mail.ru Group и «Сбер». Теперь предприниматели запустили сервис для улучшения жизни в многоквартирных домах и вокруг них.

1280

RIP YouDrive. Сегодня, 12 апреля, официально прекратил своё существование проект YouDrive. Его место занял новый "Ситидрайв", но это другое», — написал один из основателей сервиса Борис Голиков на своей странице в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена).

12 апреля YouDrive сменил название на «Ситидрайв» и завершил своё присоединение к транспортной платформе «Ситимобил» — оба сервиса входят в O2O, совместное предприятие Mail.ru Group и «Сбера». Основатели YouDrive окончательно отошли от управления бизнесом, хотя и сохранили миноритарные доли.

В тот же день Голиков объявил о запуске Butler — приложения, с помощью которого жильцы могут проводить онлайн-голосования для организации парковок, подключения видеонаблюдения, ремонта в подъезде и получения других услуг. Голиков запустил Butler вместе с другими основателями YouDrive — Андреем Куприковым и Алексеем Нурдиновым.

Сразу после анонса поговорили с Голиковым о том, что он чувствует по поводу YouDrive и почему идея Butler кажется ему успешной.

В своём посте в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) вы буквально похоронили YouDrive. Вы работали над проектом шесть лет, что сейчас ощущаете?

Я очень доволен тем, что происходит. Проект вырос, у него новые владельцы — большие компании. Проект дорос до того, чтобы занять большую часть рынка и двигаться дальше. Я более чем удовлетворён.

1280

Не жалеете, что вам и другим основателям пришлось покинуть проект?

Мы по-прежнему остаёмся акционерами компании. Мы больше не занимаемся операционкой, но это нормальное течение жизни. Мы многое сделали для развития этого рынка и выполнили свою задачу, дальше мы передаём слово менеджменту другого класса. Сожалений нет никаких.

В чём состояла ваша задача?

Популяризировать услугу и добиться её масштабного использования жителями Москвы и других городов.

Как основателям вам ведь не обязательно оставлять проект, когда вы выполнили свою задачу. Что мешало развивать его своими силами?

Проект дорос до такого состояния, при котором включаются другие механизмы. Новые акционеры трансформируют проект так, чтобы им было удобно управлять. Сейчас у него совершенно другая корпоративная культура. Это нормальный процесс.

Я предприниматель, а не менеджер. Мне легче создать что-то новое и стартануть с нуля, чем отвечать требованиям высшего руководства.

В итоге, вы могли развивать YouDrive дальше своими силами и бороться за рынок каршеринга?

Нет. В 2018 году в игру вступил «Яндекс», а это уже далеко не стартап. Его арсенал несоизмерим с нашим. Для нас это всё равно, что выйти одному с ножом против современной армии со всеми видами вооружения.

Значит, для вас сделка с Mail.ru Group была вынужденной?

Это было обоюдное желание, и я очень рад, что сделка произошла. Без неё сложно представить дальнейшее развитие проекта. Нам нужен был сильный партнёр, и мы его получили. В том числе за счёт того, что успешно справлялись в течение первых пяти лет.

Если бы вы могли вернуться назад, к переговорам с Mail.ru Group, вы бы стали заключать сделку или что-то изменили?

Я бы сделал всё точно так же. Мне кажется, что это хорошая сделка. Мне не всё нравится, как развивается в компании, но она находится в переходном этапе и это нормально.

Мы с ребятами остались в миноритарной доле, и я надеюсь, что «Сбер», Mail.ru Group и мы — все выиграем от этой сделки и всё будет хорошо. Может быть, мы даже доживём до IPO O2O.

Получается, что судьба предпринимателя — это развивать стартап до тех пор, пока не появится стратег и не заберет его детище, а потом снова начинать с нуля?

Мне кажется, в современном мире так и есть. Хотя пример Олега Тинькова говорит, что всё устроено иначе, но банк — не первый его успешный проект. Поэтому у него в арсенале уже более современное оружие, чем нож.

Всё зависит от ситуации. В нашей ситуации произошло так. Дело в том, что каршеринг — очень финансово ёмкий рынок. Все соревнуются размером парка. Автомобиль — это не дешёвая вещь, это серьёзные вложения, даже если ты берёшь его в лизинг. Мы играли на поляне, где нужно много денег.

До выхода на рынок «Яндекса» вы справлялись. Что изменилось?

«Яндекс» очень агрессивно ведёт конкурентную борьбу и готов уходить в минус очень глубоко. Если бы мы все играли по одним и тем же экономическим правилам и с первых дней были нацелены на то, чтобы зарабатывать деньги — это была бы одна история.

Но крупные компании могут позволить себе длительное время сжигать свои бюджеты, чтобы разгрести поляну и остаться единственными на рынке.

Получается, выживут только те, у кого за спиной большой стратег и много денег?

На рынке каршеринга точно. Каршерингу было бы выгодно развиваться внутри какой-то транспортной системы, как это делает «Яндекс» или Mail.ru Group со «Сбером» на базе «Ситимобила».

Я верю в мультимодальные поездки, когда каршеринг не единственный и не самостоятельный сервис. Не прямо сегодня, но в ближайшем будущем будет так. И борьба за клиента станет менее затратной.

1280

1280

На рынке есть «Делимобиль» — он не входит ни в какую систему, но выглядит сильным конкурентом для «Яндекса» и «Ситидрайва». Он исключение из правил?

«Делимобиль» — большие молодцы, потому что у [основателя] Винченцо Трани достаточно сил, уверенности духа и денег для того, чтобы следовать своей стратегии.

Сценарий развития «Делимобиля», по-моему, совершенно понятный и правильный. Он отвечает на увеличение парка конкурентами, создаёт субпродукты, движется в регионы и, что очень важно, он быстрый. И ещё у него есть деньги.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
Путь нефтегаза к углеродному net zero Путь нефтегаза к углеродному net zero

Нефтегазовые компании трансформируются под воздействием «зеленых» трендов

Эксперт
Что посмотреть и попробовать в Костроме. Гид «РБК Стиль» Что посмотреть и попробовать в Костроме. Гид «РБК Стиль»

Рассказываем, что посмотреть в Костроме, где остановиться и пообедать

РБК
Фотограф Георгий Кардава — о взгляде на героев и тиндеризации общества Фотограф Георгий Кардава — о взгляде на героев и тиндеризации общества

Фотограф Георгий Кардава — о своей работе, фотографии и Линдберге

РБК
Сила мысли Сила мысли

Как можно работать с мыслями — и почему стоит это делать

Yoga Journal
Мы и не знали! Настоящие родственники, сыгравшие родственников в кино Мы и не знали! Настоящие родственники, сыгравшие родственников в кино

Актеры, сыгравшие родственников и в кино, и в жизни

Cosmopolitan
«Мы всех порвали и стали самыми дорогими на рынке»: как CloudPayments стал лидером среди платежных сервисов «Мы всех порвали и стали самыми дорогими на рынке»: как CloudPayments стал лидером среди платежных сервисов

Как выйти на рынок, где все поделено, и изменить на нем правила игры

Forbes
Сити-брейк: когда нужен короткий выходной Сити-брейк: когда нужен короткий выходной

Путешествие на пару дней в другой город – отличный вариант, чтобы развеяться

Лиза
Что не так с книгой об американских издателях Бродского и Булгакова Что не так с книгой об американских издателях Бродского и Булгакова

Почему основатели «Ардиса» Карл и Эллендея Профферы заслуживают большего

РБК
4 неожиданных преимущества смеха, названных учеными (давай делать это чаще) 4 неожиданных преимущества смеха, названных учеными (давай делать это чаще)

Четыре причины посмотреть забавное видео и посмеяться

Playboy
Скотт Иствуд: «Многие пытаются подражать Гаю Ричи, но повторить ни у кого не получается» Скотт Иствуд: «Многие пытаются подражать Гаю Ричи, но повторить ни у кого не получается»

Скотт Иствуд разговорился про Гая Ричи и про мужицкие боевики

Maxim
Чем закончились испытания двигателя, нарушающего законы физики Чем закончились испытания двигателя, нарушающего законы физики

EmDrive не смог произвести ту тягу, которую ожидали его сторонники

Популярная механика
Почему сериал «Сквозь снег» лучше одноименного фильма: Объясняем финал второго сезона Почему сериал «Сквозь снег» лучше одноименного фильма: Объясняем финал второго сезона

Почему сериальная адаптация комикса «Сквозь снег» оказалась интереснее фильма

Популярная механика
Музыка, которую можно положить в карман пиджака: история аудиокассет и их создателя Лу Оттенса Музыка, которую можно положить в карман пиджака: история аудиокассет и их создателя Лу Оттенса

Как инженер Philips сделал революцию в музыкальной индустрии

VC.RU
Как определиться с будущей профессией? Два лайфхака для подростков Как определиться с будущей профессией? Два лайфхака для подростков

Как помочь подростку определиться с будущей профессией

Psychologies
Не только перевал Дятлова: таинственные исчезновения туристов в СССР Не только перевал Дятлова: таинственные исчезновения туристов в СССР

Исчезновение группы Игоря Дятлова далеко не единственное в истории туризма

Cosmopolitan
Это повторится: 9 научных фактов об изменах Это повторится: 9 научных фактов об изменах

Как часто изменяют люди и почему?

Cosmopolitan
Американская мечта для корейской семьи. О фильме «Минари», который получил шесть номинаций на «Оскар» Американская мечта для корейской семьи. О фильме «Минари», который получил шесть номинаций на «Оскар»

Фильм «Минари» — история семьи, которая пыталась найти американскую мечту

СНОБ
Как выглядели звездные красотки Муцениеце, Асмус и другие в своих первых фильмах Как выглядели звездные красотки Муцениеце, Асмус и другие в своих первых фильмах

Чтобы добиться популярности, им пришлось сыграть много ролей

Cosmopolitan
Как выглядели первые мужья Заворотнюк, Климовой, Мороз и других красавиц-актрис Как выглядели первые мужья Заворотнюк, Климовой, Мороз и других красавиц-актрис

Артистки разочаровались в избранниках, с которыми попытались создать семью

Cosmopolitan
Тайные едаголики: о чем говорят наши пристрастия в еде Тайные едаголики: о чем говорят наши пристрастия в еде

Откуда у нас пристрастие к определенным продуктам

Psychologies
Могила ребенка и статуя Питера Пэна: удивительная история Кенсингтонского дворца Могила ребенка и статуя Питера Пэна: удивительная история Кенсингтонского дворца

В Кенсингтонском дворце было немало знаменитых обитателей!

Cosmopolitan
4 простых правила, которые продлят молодость 4 простых правила, которые продлят молодость

Как сохранить молодость и свежесть, не прибегая к пластической хирургии

Cosmopolitan
Как выглядели звездные красотки Йовович, Альба и другие в своих первых фильмах Как выглядели звездные красотки Йовович, Альба и другие в своих первых фильмах

Актрисам редко удается получить главные роли в самом начале карьеры

Cosmopolitan
7 изобретений, за которые нужно благодарить войну 7 изобретений, за которые нужно благодарить войну

Почему-то во время войн люди умудрялись изобретать кучу полезных вещей

Maxim
Не одним вином и модой: какая Италия интересна российским инвесторам и почему Не одним вином и модой: какая Италия интересна российским инвесторам и почему

Италия могла бы стать подходящим местом для покупки совместных предприятий

Forbes
Круче Тириона Ланнистера: история «королевского карлика» Джеффри Хадсона Круче Тириона Ланнистера: история «королевского карлика» Джеффри Хадсона

История Джеффри Хадсона, самого маленького человека Англии

Cosmopolitan
21 21

Рома Либеров: «Проборматывать все, что там проборматывается…»

Seasons of life
Случайно продать часть товара со скидкой в 99% Случайно продать часть товара со скидкой в 99%

Как работает фулфилмент-центр Ozon и анализ продаж через личный кабинет

VC.RU
Труп, воровка и бродяга: роли, в которых вы не узнаете актеров Труп, воровка и бродяга: роли, в которых вы не узнаете актеров

Как актеры "Гарри Поттера" избавляются от образов учеников Хогвартса

Cosmopolitan
Открыть в приложении