Он делал один из первых каршерингов, который поглотили Mail.ru Group и «Сбер»

VC.RUБизнес

«Сожалений нет»: сооснователь YouDrive Борис Голиков попрощался с брендом, сделал выводы и ушёл в обустройство дворов

Шесть лет он вместе с партнёрами делал один из первых каршерингов в России, который впоследствии поглотили Mail.ru Group и «Сбер». Теперь предприниматели запустили сервис для улучшения жизни в многоквартирных домах и вокруг них.

1280

RIP YouDrive. Сегодня, 12 апреля, официально прекратил своё существование проект YouDrive. Его место занял новый "Ситидрайв", но это другое», — написал один из основателей сервиса Борис Голиков на своей странице в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена).

12 апреля YouDrive сменил название на «Ситидрайв» и завершил своё присоединение к транспортной платформе «Ситимобил» — оба сервиса входят в O2O, совместное предприятие Mail.ru Group и «Сбера». Основатели YouDrive окончательно отошли от управления бизнесом, хотя и сохранили миноритарные доли.

В тот же день Голиков объявил о запуске Butler — приложения, с помощью которого жильцы могут проводить онлайн-голосования для организации парковок, подключения видеонаблюдения, ремонта в подъезде и получения других услуг. Голиков запустил Butler вместе с другими основателями YouDrive — Андреем Куприковым и Алексеем Нурдиновым.

Сразу после анонса поговорили с Голиковым о том, что он чувствует по поводу YouDrive и почему идея Butler кажется ему успешной.

В своём посте в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) вы буквально похоронили YouDrive. Вы работали над проектом шесть лет, что сейчас ощущаете?

Я очень доволен тем, что происходит. Проект вырос, у него новые владельцы — большие компании. Проект дорос до того, чтобы занять большую часть рынка и двигаться дальше. Я более чем удовлетворён.

1280

Не жалеете, что вам и другим основателям пришлось покинуть проект?

Мы по-прежнему остаёмся акционерами компании. Мы больше не занимаемся операционкой, но это нормальное течение жизни. Мы многое сделали для развития этого рынка и выполнили свою задачу, дальше мы передаём слово менеджменту другого класса. Сожалений нет никаких.

В чём состояла ваша задача?

Популяризировать услугу и добиться её масштабного использования жителями Москвы и других городов.

Как основателям вам ведь не обязательно оставлять проект, когда вы выполнили свою задачу. Что мешало развивать его своими силами?

Проект дорос до такого состояния, при котором включаются другие механизмы. Новые акционеры трансформируют проект так, чтобы им было удобно управлять. Сейчас у него совершенно другая корпоративная культура. Это нормальный процесс.

Я предприниматель, а не менеджер. Мне легче создать что-то новое и стартануть с нуля, чем отвечать требованиям высшего руководства.

В итоге, вы могли развивать YouDrive дальше своими силами и бороться за рынок каршеринга?

Нет. В 2018 году в игру вступил «Яндекс», а это уже далеко не стартап. Его арсенал несоизмерим с нашим. Для нас это всё равно, что выйти одному с ножом против современной армии со всеми видами вооружения.

Значит, для вас сделка с Mail.ru Group была вынужденной?

Это было обоюдное желание, и я очень рад, что сделка произошла. Без неё сложно представить дальнейшее развитие проекта. Нам нужен был сильный партнёр, и мы его получили. В том числе за счёт того, что успешно справлялись в течение первых пяти лет.

Если бы вы могли вернуться назад, к переговорам с Mail.ru Group, вы бы стали заключать сделку или что-то изменили?

Я бы сделал всё точно так же. Мне кажется, что это хорошая сделка. Мне не всё нравится, как развивается в компании, но она находится в переходном этапе и это нормально.

Мы с ребятами остались в миноритарной доле, и я надеюсь, что «Сбер», Mail.ru Group и мы — все выиграем от этой сделки и всё будет хорошо. Может быть, мы даже доживём до IPO O2O.

Получается, что судьба предпринимателя — это развивать стартап до тех пор, пока не появится стратег и не заберет его детище, а потом снова начинать с нуля?

Мне кажется, в современном мире так и есть. Хотя пример Олега Тинькова говорит, что всё устроено иначе, но банк — не первый его успешный проект. Поэтому у него в арсенале уже более современное оружие, чем нож.

Всё зависит от ситуации. В нашей ситуации произошло так. Дело в том, что каршеринг — очень финансово ёмкий рынок. Все соревнуются размером парка. Автомобиль — это не дешёвая вещь, это серьёзные вложения, даже если ты берёшь его в лизинг. Мы играли на поляне, где нужно много денег.

До выхода на рынок «Яндекса» вы справлялись. Что изменилось?

«Яндекс» очень агрессивно ведёт конкурентную борьбу и готов уходить в минус очень глубоко. Если бы мы все играли по одним и тем же экономическим правилам и с первых дней были нацелены на то, чтобы зарабатывать деньги — это была бы одна история.

Но крупные компании могут позволить себе длительное время сжигать свои бюджеты, чтобы разгрести поляну и остаться единственными на рынке.

Получается, выживут только те, у кого за спиной большой стратег и много денег?

На рынке каршеринга точно. Каршерингу было бы выгодно развиваться внутри какой-то транспортной системы, как это делает «Яндекс» или Mail.ru Group со «Сбером» на базе «Ситимобила».

Я верю в мультимодальные поездки, когда каршеринг не единственный и не самостоятельный сервис. Не прямо сегодня, но в ближайшем будущем будет так. И борьба за клиента станет менее затратной.

1280

1280

На рынке есть «Делимобиль» — он не входит ни в какую систему, но выглядит сильным конкурентом для «Яндекса» и «Ситидрайва». Он исключение из правил?

«Делимобиль» — большие молодцы, потому что у [основателя] Винченцо Трани достаточно сил, уверенности духа и денег для того, чтобы следовать своей стратегии.

Сценарий развития «Делимобиля», по-моему, совершенно понятный и правильный. Он отвечает на увеличение парка конкурентами, создаёт субпродукты, движется в регионы и, что очень важно, он быстрый. И ещё у него есть деньги.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
В Африку гулять В Африку гулять

Загородный дом в Серебряном Бору для семьи Сергея Кожевникова

AD
Масло гхи: что это, как приготовить, польза и вред Масло гхи: что это, как приготовить, польза и вред

Есть ли в польза в масле гхи?

РБК
Роковые красотки: как изменились Кондулайнен, Сотникова и другие актрисы 90-х Роковые красотки: как изменились Кондулайнен, Сотникова и другие актрисы 90-х

Девяностые запомнились россиянам доступностью ранее недозволенного

Cosmopolitan
«Горбушка» будет разрушена: история легендарного рынка и его владельцев «Горбушка» будет разрушена: история легендарного рынка и его владельцев

Кому легендарный московский рынок помог сколотить состояние

Forbes
Секрет фермы Секрет фермы

Список из самых интересных экоферм (и одного этнопарка)

Cosmopolitan
Тонкий намек Тонкий намек

Как ухаживать за тонкими волосами

Лиза
Конец «эпохи poker face» и плавучие города: в каком мире мы будем жить через 10 лет Конец «эпохи poker face» и плавучие города: в каком мире мы будем жить через 10 лет

Футурологи: как изменится наш мир в ближайшие 10―15 лет

Forbes
Кварцевое стекло отлили под давлением при низкой температуре Кварцевое стекло отлили под давлением при низкой температуре

Для готовности детали из него необходимо вымочить и запечь

N+1
Идол как сенсация Идол как сенсация

О чем может рассказать древнейший Шигирский идол

Эксперт
Секреты похудения Ходченковой, Муцениеце и других популярных российских актрис Секреты похудения Ходченковой, Муцениеце и других популярных российских актрис

Как приводят себя в форму артистки, чтобы идеально выглядеть в кадре

Cosmopolitan
Полеты во сне и наяву. О книге Александра Соколянского «Театр+Театр=театр» Полеты во сне и наяву. О книге Александра Соколянского «Театр+Театр=театр»

Книга театрального критика Александра Соколянского «Театр + Театр = театр».

СНОБ
Старикам тут не местечко Старикам тут не местечко

Анна Толстова о «Блуждающих звездах» и новом подходе к еврейской теме

Weekend
«Что потеряет мир, если вашей компании не будет?» Главное из интервью Андрея Кривенко про «ТилТех Капитал» «Что потеряет мир, если вашей компании не будет?» Главное из интервью Андрея Кривенко про «ТилТех Капитал»

Основатель «ТилТех Капитал» рассказал, как фонд выбирает проекты

Inc.
Палеонтологи впервые обнаружили следы молодого стегозавра Палеонтологи впервые обнаружили следы молодого стегозавра

В Китае обнаружили окаменевшие следы молодого стегозавра, жившего в раннем мелу

N+1
Есть ли шанс у российских комиксов и каким получился фильм «Майор Гром» Есть ли шанс у российских комиксов и каким получился фильм «Майор Гром»

Быть российским кинокомиксам или не быть

РБК
Напечатать человеческий орган Напечатать человеческий орган

Успешные эксперименты по трансплантации участков кожи

Эксперт
У них получилось: российские звезды, которые сильно похудели У них получилось: российские звезды, которые сильно похудели

Звезды, которым удалось достичь желанных параметров и сохранить стройность

Cosmopolitan
Астрономы опровергли связь между гигантскими и повторяющимися быстрыми радиовсплесками Астрономы опровергли связь между гигантскими и повторяющимися быстрыми радиовсплесками

Они наблюдали за пульсаром в Крабовидной туманности

N+1
CAR-Т-лимфоцитам предложили давать отдых CAR-Т-лимфоцитам предложили давать отдых

При смене активности и отдыха CAR-Т-клетки эффективнее сдерживали рост опухолей

N+1
3 научно доказанных способа избавиться от стресса и стать продуктивнее 3 научно доказанных способа избавиться от стресса и стать продуктивнее

Как наука поможет стать продуктивнее

Playboy
Каким было самое первое животное на Земле и почему об этом так долго спорят Каким было самое первое животное на Земле и почему об этом так долго спорят

Претендент на звание самой древней ветви жизни, все это время обманывал нас

Популярная механика
Это кто еще первый: животные, опередившие Гагарина Это кто еще первый: животные, опередившие Гагарина

Люди не всегда “номер один”, ведь даже на орбиту планеты мы вышли не первые

Популярная механика
Як-42Д: метеорологический самолёт нового поколения Як-42Д: метеорологический самолёт нового поколения

Перед нами Як-42Д — одна из самых удачных конструкций советского авиапрома

Популярная механика
Тайваньцы поверили в легенду, что чипсы защищают технику от поломок. Это спасло производителя чипсов Тайваньцы поверили в легенду, что чипсы защищают технику от поломок. Это спасло производителя чипсов

Легенда, которая помогла бренду чипсов выжить и оставаться популярным

Inc.
Открытая книга Открытая книга

2020 год стал для 35-летней Аманды Сайфред

OK!
Генетики нашли предков скифов на Алтае и Урале Генетики нашли предков скифов на Алтае и Урале

Горный Алтай и Урал влияли на генетический фонд кочевников евразийских степей

N+1
Падающие башни России. Часть 1 Падающие башни России. Часть 1

Падающие башни России: Невьянская башня, башню Сююмбике и другие

Культура.РФ
«Дорожная карта» стремительного развития «Дорожная карта» стремительного развития

Что такое подрывные технологии и чего от них ждать

РБК
Физики измерили волновую функцию экситона Физики измерили волновую функцию экситона

Физики провели визуализацию волновых функций экситонов

N+1
Открыть в приложении