Хвост кометы в Краснодаре: как кубанец конкурирует с «Яндекс.Едой» и Delivery Club на юге России
Александр Радионов организовывал клубные вечеринки, открывал и удачно продавал рестораны, после чего стал адвокатом и разочаровался в профессии, а в итоге нашел себя на рынке доставки еды. Его сервис Broniboy конкурирует с Delivery Club и «Яндекс.Едой» в Краснодаре. С 2018 года оборот сервиса вырос в 3,5 раза — до 209 млн рублей, а в конце 2020-го на фоне бума доставки сервис вышел сразу в несколько городов-миллионников России.
В 2016 году Александр Радионов съездил в Нью-Йорк, обратил внимание на местное приложение для предзаказа еды и бронирования столиков в ресторанах Allset и решил запустить такое же в Краснодаре и Москве. Но американский клон в России не полетел: приложение Broniboy (broni — от «бронирование столов») было призвано экономить время при походе в ресторан, но «в Москве таких спешащих было мало, а в Краснодаре люди особо никуда не спешили», объясняет Радионов.
Провал натолкнул предпринимателя на смежную идею — доставку еды из ресторанов. Радионов решил занять тогда еще пустующую нишу: к концу 2017 года вместе с приятелем-айтишником Иваном Труфановым доработал сервис под новую идею, нашел курьеров и стал развозить еду из ресторанов, которые были подключены еще к прежнему приложению Broniboy для бронирования столиков.
За три года оборот сервиса вырос в 3,5 раза — до 209 млн рублей. По словам Радионова, компания стала лидером по обороту и выручке в Краснодаре. В 2020 году Broniboy привлек 130 млн рублей инвестиций и вышел на новые рынки — в Ростов, Казань, Нижний Новгород и Москву.
В этом году Радионов рассчитывает запустить сервис еще в нескольких городах и выйти на миллиардный оборот. Как у него получается конкурировать на рынке, где правят бал интернет-гиганты «Яндекс» и Mail.ru?
Историк в баре
Александр Радионов родом из городка Славянск-на-Кубани под Краснодаром. Сервис доставки еды — далеко не первый его бизнес: к своим 38 годам он успел примерить на себя шапку ресторатора и адвоката. Сначала на истфаке Кубанского государственного университета стал организовывать студенческие вечеринки в популярных краснодарских ночных клубах — и к выпуску в 2005 году начал зарабатывать до $1000 за мероприятие. Работать по специальности в то время даже не думал: «Представлял себя учителем истории или права я слабо, к тому же уже стал обзаводиться знакомствами из барно-ресторанной сферы».
В 2007 году с одним из таких знакомых, владельцем краснодарского клуба Digger Георгием Паршиковым, Радионов на паритетных условиях открыл полуподвальный бар «Кружка&подружка». Запуск обошелся в $100 000, до 80% которых приятели взяли взаймы у алкогольных брендов. Барный рынок Краснодара тогда был «абсолютно свободен», вспоминает Радионов, поэтому уже спустя три месяца основатели вернули долги и на радостях по той же схеме открыли ночной клуб «Матрешка».
В 2009 году после удачных барных экспериментов Радионов решил строить собственную ресторанную группу. Свои доли в «Кружке&подружке» и «Матрешке» он продал Паршикову суммарно за 7–10 млн рублей. Затем на эти и привлеченные от нескольких частных инвесторов (имена Радионов не называет, ссылаясь на их непубличность) средства за 2010 год открыл четыре заведения: ресторан грузинской, английской и американской кухни «Политик International»; литературное кафе «Набоков»; молодежный бар Reddoor и сезонное кафе «Сыто пьяно» на берегу Черного моря в поселке Лермонтово. Самым успешным из них, по словам Радионова, было кафе «Набоков». По данным СПАРК, в 2010 году кафе принесло 17,4 млн рублей выручки и 940 000 рублей прибыли.
Стремительная карьера ресторатора закончилась так же быстро. С 2011 по 2015 годы Радионов продал все заведения. По его словам, за все время управления ресторанами и с их продажи он заработал 30–40 млн рублей. Спрос на покупку заведений он объясняет тем, что в 2009 году в силу вступил закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», согласно которому все казино и залы игровых автоматов должны были закрыться. «С 2009 года все владельцы закрывшихся казино активно приобретали рестораны, и готовы были за них щедро платить», — вспоминает он.
Адвокат со связями
Радионов бросил ресторанное дело еще и потому, что «захотел закрыть юридический гештальт». Будучи абитуриентом он планировал поступать на юридический факультет, но пройти на исторический оказалось проще. «Даже во время создания ресторанной группы я всегда лично курировал юридические вопросы, мне это нравилось, — вспоминает Радионов. — К тому же часто видел адвокатов, которые приезжали в мои рестораны: они были одеты с иголочки, на крутых машинах. Казалось, что на этом можно больше зарабатывать».
Дополнительная юридическая специализация по первому историческому образованию позволяла ему вести арбитражные дела. В 2012 году он открыл свою юридическую контору, куда нанял трех помощников-юристов. По словам Радионова, в 2013-2014 годах она выручала не менее 1 млн рублей в месяц. Клиентами были в том числе бывшие посетители его ресторанов. «Когда ты ведешь общепит, связанный с ночной жизнью в городе Краснодаре, ты так или иначе знаком со всеми людьми с деньгами, в том числе с ребятами из прокуратуры и других органов», — объясняет он. Наличие связей в органах, с его слов, помогало решать вопросы быстрее: «Никакой деятельности в те времена без связей нельзя было вести».
Параллельно с работой предприниматель учился на юриста в Кубанском государственном университете. Во время обучения год стажировался у адвоката Виталия Карпика, после чего в 2015 году получил статус адвоката и стал браться в том числе за уголовные дела. «Среди них были громкие дела, связанные в том числе со строительством», — без деталей описывает предприниматель, ссылаясь на адвокатскую тайну.
По словам Радионова, во время одного процесса ему дали понять, чтобы он «не лез особо, если не хочет рядом присесть». Об источнике угрозы он не рассказывает: «Я все понял. Я уже отец троих детей. Решил, адвокатская деятельность не для меня».