В видоискателе — животный мир
Как фотографировать животных?
Как фотографировать дичь и где искать диких животных? Эти вопросы, как правило, задаёт себе каждый любитель природы, взявший в руки фотоаппарат. Мы с вами начали со второго вопроса — в прошлый раз (см. «Наука и жизнь» № 3, 2021 г.) я попытался объяснить, почему, только получив прочные навыки фотонаблюдений за «дикарями» в черте города и хорошенько подготовившись теоретически к встрече с дикой природой, следует отправляться подальше в лес, а там — проявить понимание и терпение. Разговор наш зашёл и о том, как вести себя фотонатуралистам в глуши, в частности, я начал рассказывать о ведении фотосъёмки из укрытия — о методе скрадывания. И упомянул, что в моём арсенале было много всевозможных укрытий. Расскажу теперь о некоторых скрадках, наиболее эффективных и мною любимых.
Если съёмку животного я планирую вести в течение трёх-четырёх часов (с приучением), то выбор укрытия очевиден: лёгкий, быстровозводимый и компактный скрадок, который нетрудно переносить наряду с фоторюкзаком. Установить его можно накануне съёмок, перед рассветом или в другое удобное время. Как правило, такой скрадок представляет собой быстросборный пластиковый каркас пирамидальной или иной формы, на который натягивается маскировочный матерчатый тент с «бойницами» для объектива. Иногда укрытие приходится использовать там, куда добраться очень тяжело физически, а ведь ещё нужно нести нелёгкое фотооборудование и прочий скарб. К сожалению, реалии нашей жизни таковы, что лучше не оставлять скрадки надолго без присмотра, если вы, конечно, не планируете фотографировать на частной или природоохранной территории, либо в такой глуши, где встреча с человеком маловероятна.
Больше всего мне по душе фотографировать животных в обстановке «полного» слияния с дикой природой, когда скрадок становится естественным элементом биотопа, наравне с деревом, оврагом или стогом сена. Такие укрытия — стационарные, сооружаются на несколько сезонов. Ставят их, как правило, до начала гнездового сезона (если речь идёт о птицах) или съёмочного периода, чтобы животные смогли — надёжно и гарантированно — привыкнуть к изменению местного ландшафта и не беспокоились об угрозах, связанных с ним. Возводятся подобные укрытия из доступных в данной местности материалов или из заранее изготовленных и привезённых частей. Практически получается крошечный жилой домик, в котором можно находиться по несколько дней, не выходя наружу. Меня могут спросить: какая необходимость подолгу оставаться в стеснённых условиях? Отвечу: у многих видов животных аналитические способности очень высоки; благодаря избирательному обонянию, острому зрению и чуткому слуху они без труда «вычисляют» присутствие человека. Таковы волки, медведи, все крупные кошки… Чтобы сфотографировать, скажем, редчайших в нашей стране леопардов или снежных барсов (ирбисов), фотоохотники сидят в укрытиях неделями, и им отнюдь не всегда везёт. Есть птицы, которые ни за что не вернутся на своё привычное местообитание, если не будут уверены, что в новом «холмике» никто не спрятался, а для привыкания к «холмику» им требуется время и наблюдение издалека…
Промежуточным вариантом между переносным и стационарным может стать мобильный скрадок «повышенной комфортности» (я назвал его так потому, что он обладает преимуществами и первого, и второго). Если в стационаре для стен и крыши используются реальные строительные материалы, то здесь — тот же каркасный вариант и очень плотная ветровлагозащитная ткань для внешней оболочки. При зимней съёмке под неё помещается мягкая оболочка, чтобы предотвратить образование конденсата и сохранить тепло внутри. Для изготовления стоек и перекладин каркаса я беру лёгкие тонкостенные (25 мм) трубки из жёсткого пластика (в строительстве их применяют для проводки электрического кабеля). Трубки друг с другом скрепляю при помощи мебельных крестовин и уголков, они быстро монтируются. На пол обязательно кладу водонепроницаемую ткань с боковыми креплениями, она защитит снаряжение и фотооборудование от внезапного ночного подтопления, что нередко случается весной. Так как скрадок ставится в местах, где сильные ветра бывают очень часто, то стойки обычно погружаются в грунт, а четыре угла скрадка растягиваются в стороны тонкими стальными тросиками и забиваются колышками также в грунт. Чтобы ветер не хлопал внешней оболочкой по трубчатому каркасу, изнутри должны быть предусмотрены завязки, плотно крепящие ткань к трубкам. Завязки будут полезны и снаружи, с их помощью можно прикреплять местную растительность для дополнительной маскировки скрадка.
Окон для объективов у меня много. Они с каждой стороны укрытия. Есть окна и для нижних точек съёмки. В окнах предусмотрены подрезиненные щелевые входы для объективов из сетчатой маскировочной ткани. Дополнительно к этому изнутри у каждого окна пришит второй но и отдыхать ночью: в своём скрадке я устанавливаю раскладную кровать и в тёплом, зимнем спальнике прекрасно провожу тёмное время суток, слушая жизнь ночного леса или определяя степных обитателей по их голосам. У меня в скрадке есть место для мобильной газовой плиты, запаса провианта и воды, фотооборудования и подобия биотуалета. В процессе съёмок всегда бывают периоды снижения активности у птиц и зверей, и этим можно воспользоваться, чтобы спокойно приготовить трапезу и вкусно, с удовольствием перекусить. По всем стенкам моего скрадка — множество больших и малых карманов для всяких полезных мелочей. В скрадке я могу почитать книгу, делать записи в дневнике, а если есть связь, то и общаться с родными.