Мишель Бернардо — о фарфоре, Джеффе Кунсе и интернете
В начале ХХ века мастер-керамист Леонар Бернардо начал бизнес, который его потомки продолжают уже более века. Мы расспросили главу Bernardaud Мишеля Бернардо об истории компании, новых коллекциях и сотрудничестве с Джеффом Кунсом
Если вы обедаете в одном из лучших ресторанов Парижа (или любого другого города), то можно со стопроцентной уверенностью сказать, что на столе перед вами стоит тарелка компании Bernardaud. Бренд, история которого началась в 1863 году с небольших керамических мастерских в Лиможе, давно стал синонимом французского фарфора. Мишелю Бернардо, представителю пятого поколения семьи, удалось нащупать тонкую грань между прошлым — образцовыми столовыми сервизами, которые принято дарить на юбилеи и свадьбы, — и будущим — капсульными коллекциями авторства ведущих художников и дизайнеров. Среди партнеров бренда Джефф Кунс, Софи Калле, Жан-Мишель Альберола, Марко Брамбилла, Алекос Фассианос, Марлен Мокэ, Майкл Лин, Набиль Нахас.
Компания сумела освоить преимущества современных технологий, сохранив при этом своеобразие продукции. Bernardaud удостоен нескольких наград, в том числе сертификата Entreprise du Patrimoine Vivant, учрежденного Министерством экономики, промышленности и занятости Франции, который подчеркивает значение компании в поддержке традиционных национальных ремесел. Чтобы помочь местным производителям, Мишель Бернардо основал фонд, посвященный историческому, экономическому и культурному значению Лиможа и французского фарфора в целом. Фонд проводит разнообразные мероприятия, в том числе выставки, на которых ремесленники могут продемонстрировать свои работы.
— Насколько важно соблюдать баланс между историей и современностью? Как внедрить инновации, не нанося ущерб бренду?
— Bernardaud существует не только за счет богатой 150-летней истории — у нас запатентованы особые технологии, которые передаются из поколения в поколение. Фарфор — это сложный материал. Для изготовления одного предмета 50 мастеров работают в течение недели, а в результате получается только заготовка из белого фарфора, которой еще предстоит попасть в руки художников для росписи.
В основе компании лежит совершенствование фирменных ноу-хау и расширение границ работы. Однако мы никогда не идем на компромисс в отношении качества и используем новые технологии только в том случае, если они позволяют нам двигаться вперед. Сегодня мы можем создавать формы, которые раньше сделать было невозможно. Внедрение инноваций, безусловно, подразумевает новые проблемы, но мы преодолеваем их за счет опыта. Это позволяет делать бренд современным, живым, к чему всегда стремилась семья Бернардо. Я представитель уже пятого поколения. Бренд Bernardaud был основан в 1863 году, когда два предпринимателя открыли в Лиможе мануфактуру, которую в 1900 году выкупил мой предок.
— Каковы, на ваш взгляд, основные сильные стороны Bernardaud? И в чем вы видите возможности для развития?