Основательница ансамбля «Толока» — о традиции и современности
Ансамбль «Толока» знает, как привлечь внимание к фольклору, убедиться в этом можно будет на предстоящих концертах. Как появилась идея ансамбля и как она воплотилась в жизнь, рассказывает его художественный руководитель Екатерина Ростовцева

Современный ансамбль фольклорных исполнителей и профессиональных исследователей русской аутентичной музыки «Толóка» выпустил мини-альбом «Калинка-малинка» и в конце мая представит новую программу в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге и Казани. «Толока» сформировалась в 2022 году как экспериментальный проект продюсера Екатерины Ростовцевой и исследовательницы фольклорной музыки и преподавательницы Лизаветы Аньшиной. Со временем он эволюционировал в полноценный независимый ансамбль, объединяющий исполнителей из разных уголков России и через экспедиции, записи и концерты переосмысляющий традиционные песни русских деревень.
О зарождении «Толоки»
«Толока» возникла в 2022 году. Я тогда вернулась [в Россию] из Австрии, где много лет занималась в основном академической музыкой, например, продюсировала проекты Алексея Ретинского с Теодором Курентзисом и musicAeterna. При этом я всегда интересовалась фольклором и работала с разными музыкантами, прекрасно знала современные ансамбли, работающие с традицией, из разных уголков Европы — хоть албанцев, хоть болгар… Но была поражена, что ничего в подобном ключе особо не знала в России, хотя я и моя семья — русские. Уже в России я познакомилась с выдающейся исполнительницей Тиной Кузнецовой, и она посоветовала мне сходить на занятие к Лизавете Аньшиной. Она окончила кафедру этномузыкологии Санкт-Петербургской консерватории, причем она не только замечательный и глубокий исследователь, но прежде всего блестящая исполнительница, а педагогическая практика идет как бы параллельно. И вот я сразу разглядела в ней этот потенциал, что она больше, чем просто педагог, и поняла, что ее амбиции и возможности гораздо шире. Лиза мечтала о своем ансамбле, а я предложила ей реализовать эту мечту и организовать свой собственный коллектив. Лиза согласилась.
Поначалу мы, как и многие, решили собрать коллектив из знакомых исполнителей: отобрали тех, кто хотел бы попробовать или мог поучаствовать и сделали в январе 2023-го первый пробный проект — «Рождественский вертеп» в «Севкабель Порту». Это был совсем маленький состав — четыре человека, кукольный ящик и 12 кукол, аутентичные костюмы и декорации. Получилось такое фактически семейное музыкально-театральное представление. Наш «Вертеп» шел несколько вечеров подряд, и на каждый мгновенно заканчивались билеты: я поняла, что мы попали в какой-то очень тонкий глубокий запрос на некую альтернативу мейнстриму.
После этого некоторое время мы существовали в проектном режиме, назовем это так. Например, сделали летом 2023-го программу musicAeterna folk в Доме радио. Под этот проект уже расширили состав до семи-восьми человек, провели кастинг, к нам приехали исполнители из Твери, Сургута, Москвы, позже переехала исполнительница даже с Ямала. Проект musicAeterna folk завершился, а желание продолжать осталось, и так мы начали свой самостоятельный путь как независимый ансамбль.

Об истоках самобытности проекта
Обычно коллективы, подобные нашему, в России прикреплены к образовательным учреждениям или другим институциям, что создает определенные рамки. Мы же сейчас абсолютно независимы, и это большая свобода и ответственность одновременно: мы занимаемся исследовательской работой так, как считаем нужным, ездим в экспедиции, куда сами решим и можем резко сорваться ради материала, транслируем то, что делаем, в определенном формате. И одновременно за все эти прелести жизни отвечаем тоже сами.
К тому же в «Толоке» собраны, не побоюсь сказать, лучшие исполнители, и мы постоянно хантим к себе кого-то нового, если находим талантливых ребят, особенно мужчин-исполнителей — их просто нет. То есть мы пытаемся создать некую базу и пример, как должна звучать народная музыка, как поднимать ее на высочайший уровень в плане что звучания, что продюсирования, презентации слушателю, чтобы заинтересовать его. Здесь мне, конечно, сильно помогает опыт в продюсировании академической музыки и театральных постановок в Европе.
Мы отталкивались от музыкального материала, от идеи просто создать коллектив и петь, и поначалу даже не думали о собственной идентичности. И только спустя где-то полтора года мы пришли, например, к тому, что если раньше мы использовали традиционные костюмы, специально сотрудничали с дизайнерами, то сейчас выступаем в привычной нам одежде. Ведь когда тебе 19–20 лет, тебе не нужен вообще никакой костюм, а вся эта сценическая история с кокошниками и сарафанами — ну, она не то что неуместна, а просто никакого отношения к нам не имеет, это не про нас. Для нас более органично, честнее, если мы выглядим так, как мы и живем. И то же самое происходит у «Толоки» в коммуникации, скажем в социальных сетях: мы общаемся с нашим слушателем так, как общаемся и мы между собой — открыто и просто. Ведь мы сами, в отличие от наших бабушек и дедушек, — уже городские жители и хотим представлять голос городских жителей, которые любят свою корневую культуру. Нет, они не собираются переезжать в деревню, но нежно любят ее и хотят исследовать.