20 лет группе «Тату»: почему мы до сих пор о них помним
Самой известной за пределами СНГ российской группе в 2019 году исполняется 20 лет. Музыкальный критик Олег Кармунин, автор телеграм-канала «Русский шаффл», объясняет, почему Юля и Лена взорвали тогда, но сейчас их стратегия провалилась бы
1996 год, Саратов. Молодой рекламщик Иван Шаповалов работает в небольшой фирме, выполняет мелкие заказы, но мечтает о большом успехе. В книжных магазинах он скупает только что переведенную мотивационную литературу вроде «Семь навыков высокоэффективных людей» и читает ее запоем. Он четко понимает, чего хочет. Переехать в Москву, сделать бизнес, стать богатым. Неважно, хоть на производстве колбасы, хоть на продаже пеноблоков. Главное — деньги. Через четыре года он станет ведущим российским музыкальным продюсером.
Каждого исполнителя, который метит на Запад, уже 20 лет подряд сравнивают с «Тату». Это карма, от нее никуда не денешься. И вся русская поп-музыка уже давно переживает посттравматический синдром, связанный со славой и резким падением группы «Тату». С тех пор десятки наших артистов — мэтров и совсем молодых — пытались писать англоязычные песни и даже альбомы, чтобы экспортировать их в Европу, но ни у кого не получалось даже приблизиться к «Тату».
Почему взлет «Тату» был таким оглушительным
К 1999 году отечественный шоу-бизнес лишился любых надежд на западную экспансию. А надежды были огромные. После развала СССР казалось, что весь мир замер в ожидании русской музыки. Борис Гребенщиков, Жанна Агузарова и группа «Парк Горького» уехали покорять Америку. Но через некоторое время вернулись — выяснилось, что за границей мы никому не нужны. В девяностых Россия начала участвовать в «Евровидении», отправляя туда лучших — Филиппа Киркорова и Аллу Пугачеву, — но всегда занимала жалкие места. Это была катастрофа. В 1999 году казалось, что русская музыка навсегда останется продуктом местного потребления.
Группа «Тату» была собрана по всем правилам четкого продюсирования. Иван Шаповалов вместе со своими партнерами понимал, чего он хочет. Никаких творческих поисков — только бизнес. Продюсер исследовал запросы аудитории. На одном из совещаний он сказал, что ходил на порносайты и выяснил, что один из самых популярных запросов там — lolita. «Нам нужна девочка 14 лет, а лучше две». Был объявлен кастинг, после которого отобрали сначала Лену Катину.