Что нужно знать родителям подростков о мефедроновой зависимости
Наркологи и работники социальной сферы бьют тревогу: в нашей стране растет популярность мефедрона. Этот наркотик, который также называют «солью», «мефом» и «мяу», популярен в среде подростков. К сожалению, последствия от его употребления могут быть самыми тяжелыми. О том, как развивается зависимость и что делать близким наркопотребителя, рассказывает нарколог и психотерапевт Андрей Грищенко.
Редакция Psychologies напоминает: мефедрон — запрещенное в России наркотическое вещество. Информация, представленная ниже, предупреждает об опасности употребления наркотиков.
Psychologies: Среди молодых людей распространено мнение, что есть «тяжелые» наркотики — те, которые употребляют инъекционным способом, и «легкие» — то есть все остальные. И мефедрон условно считается наркотиком «легким» — этаким вроде бы безопасным бонусом для тусовок.
Андрей Грищенко: Из характерных для городской среды запрещенных веществ самыми наркогенными (вызывающими зависимость. — Прим. ред) и токсичными считаются опиоиды и психостимуляторы. Употребление и тех, и других связано с серьезными последствиями для психики, организма в целом и в конечном счете со смертью. Мефедрон относится к группе психостимуляторов короткого действия. Он обладает необычайно сильным эйфоризирующим эффектом. И стремление к повторению опыта «неземного блаженства» превосходит все рациональные защиты человека, имеющего склонность к зависимому поведению.
Но многие уверены, что от мефедрона не появляется зависимость…
…И это большая ошибка! Зависимость от мефедрона развивается очень тяжелая. Причем в первую очередь психическая. Появляется сильнейшее влечение, тяга: потребность в новой дозе достигает такой степени, что у потребителя включается «тоннельное мышление». То есть окружающий мир подвергается забвению, перестает играть какую-либо важную роль. Если сравнивать мефедрон по силе воздействия с другими видами наркотиков, он точно окажется в лидерах.
Как объясняют появление психической зависимости от наркотиков психотерапевты?
Если образно говорить, тяга появляется там, где зияет черная дыра психотравмы. Это такое место, которое никогда не «зарастет» само собой. Часто поведение человека как бы подчинено некому травмирующему событию, после которого и «мир» и «Я» уже никогда не станут прежними.
Откуда возникает травма, которая в итоге может привести к развитию зависимости?
Обычно травматическое событие бывает не одно. Работая с зависимостями, мы часто имеем дело с так называемой «травмой развития». Имеется в виду жизнь в условиях, сильно отличающихся от нормативных. К таким относится, например, жизнь в дисфункциональной семье, где часто изменена структура естественной иерархии, чьи члены не выполняют важные семейные функции. Вследствие этого искажаются межличностные коммуникации.
Такие семьи часто перегружены виной и стыдом. Корни этих переживаний — в событиях, которые «спрятаны» в глубине родового древа. Об этих событиях в семье могут не говорить, их могут даже не помнить, — но они все равно работают на выполнение посттравматической программы, которая заставляет людей принимать «патологические решения». Саморазрушение — а именно оно и есть суть зависимости — часть этой программы. Поэтому первый и самый важный шаг — изменение микросреды, в которой живет страдающий зависимостью.