На собственном примере
Для показа осенней коллекции Dior Мария Грация Кьюри доверила оформление павильона художнице, поэтессе и феминистке Томазо Бинге. А значит, и нам пора познакомиться с ее творчеством.
«Это моя работа 1976 года, которая называется «Живое письмо». Идею я позаимствовала у алфавита для начальных классов, где каждая буква проиллюстрирована, — рассказывает художница Томазо Бинга. — «А» — арбуз, «Б» — банан, «В» — велосипед и так далее». Но в алфавите, созданном для оформления Музея Родена на показе Dior, место иллюстраций заняли фотографии обнаженного тела Томазо, а легкомысленный характер азбуки подвергся влиянию воинственного итальянского феминизма.
Настоящее имя 88‑летней художницы из Салерно — Бьянка Пуччарелли Менна. Выбор мужского псевдонима (Томазо — в честь основателя футуризма Филиппо Томмазо Маринетти, но без одной «м» — «как женщина без одного ребра», а Бинга — детское прозвище Бьянки) она объясняет тем, что в 1960‑е у мужчин было больше привилегий в сфере искусства. А сфера эта была главным орудием для женщин, которые пытались сломать укоренившиеся патриархальные устои. «За свою жизнь я видела, как зарождались поп-арт и боди-арт, складывались концепции минимализма и перформанса. Однако самым волнующим был «Манифест восстания женщин» основательницы группы «Женский мятеж» Карлы Лонци». В нем были перечислены основные положения феминизма: критика института брака, требование признать эффективность женского труда, призыв к свободе сексуальности во всех ее возможных формах. Жизнь в Италии в середине XX века была сладкой разве что в фильме Федерико Феллини: например, только в 1975 году, после запуска первого феминистского журнала и публичных демонстраций, удалось узаконить бракоразводные процессы. Легализации абортов