Константин Чайкин сумел построить бизнес с выручкой 55 млн рублей в год

ForbesБизнес

Человек из «Машины времени»: как часовщик-самоучка стал лучшим мастером России

Константин Чайкин случайно попал в часовую индустрию — начинал с продаж часов чужого производства. Со временем он вырос в самого авторитетного кабинотье России — мастера, выпускающего единичные шедевры, — и сумел построить бизнес с выручкой 55 млн рублей в год

317a1183.jpg__1564075016__44873.jpg
Константин Чайкин. Фото Георгий Кардава

Накануне крупнейшей в мире часовой выставки Baselworld в 2017 году российская мануфактура «Константин Чайкин», названная по имени основателя, представила новую разработку — наручные часы Joker. Модель вызвала большой ажиотаж. «Тогда в нашем развитии произошел гиперскачок, каких не было никогда. За месяц, к концу «Базеля», на почти всю серию из 99 штук мы получили предоплату, и теперь, что бы мы ни показывали, все продается», — рассказывает в интервью Forbes основатель компании Константин Чайкин. Изначально Joker стоили €6990 ($7550), но уже через полгода на благотворительном аукционе Christie's часы были выставлены по оценке 10 000-15 000 швейцарских франков ($10 000-$15 000), а проданы за 45 000 ($45 000) — в шесть раз дороже, чем в рознице.

Чтобы добиться такого результата, Чайкину потребовалось 14 лет: свои первые часы он сделал в 2003 году. Forbes узнал, как ленинградский мальчик-радиолюбитель стал сначала всемирно известным кабинотье — мастером, выпускающим единичные шедевры, — а затем владельцем мелкосерийного бизнеса с 55 млн рублей выручки в 2018 году. Чайкин — единственный россиянин, принятый в швейцарскую Академию независимых часовщиков и даже возглавлявший организацию с 2016-го по 2019 год. «Даже в Академии Константин один из немногих, кто смог выйти за пределы ремесла кабинотье, — говорит главный редактор журнала «Часовой бизнес» Вячеслав Медведев. — В Академии много мастеров, которые делают единичные шедевры, но всего несколько смогли достичь серийного успеха».

Секрет продаж

Отец Чайкина в юности увлекался радиотехникой: в бабушкином доме на чердаке осталось множество разложенных по спичечным коробкам деталей. В пионерлагере, куда ездил будущий часовщик, был радиокружок и любительская радиостанция, с помощью которой можно было связываться со всем миром. «Нереальная история для пацана [в советское время]», — отмечает Константин.

«Заболев» радио, после школы он поступил в электротехникум, затем отслужил в армии связистом, а когда в 1996 году вернулся и хотел поступить в художественное училище, понял, что пришла пора учиться зарабатывать на жизнь. Устроился слесарем в фирму по изготовлению дверей, затем перешел в коммивояжеры торговой компании: ходил от двери к двери, предлагал ножи и другую утварь. «Это дало большой опыт для бизнеса, — объясняет он. — Раньше у меня был внутренний барьер — трудно было зайти к незнакомым людям, начать разговор, а это [работа коммивояжером] помогло».

Константин всегда старался оптимизировать рабочий процесс. «У Кости был свой способ продаж, — говорит Руслан Никифоров, на тот момент младший ассистент Чайкина. — Он не ходил по квартирам, а шел в организации, договаривался за «комиссионные» с директорами, оставлял товар, а потом забирал деньги».

В 1999 году Чайкина пригласили работать заместителем директора в деревообрабатывающую компанию «Юнион Профи», которая делала дорогую мебель на заказ, и он забрал с собой Никифорова. Через полгода оба уволились — по их версии, из-за конфликта с владельцем Игорем Сержантовым. По словам Никифорова, на тот момент «вся компания держалась на Косте», но, несмотря на это, с Чайкиным не рассчитались, а он решил не устраивать скандал, но дал себе слово больше не заниматься продажами. Сержантов конфликта не помнит. Он рассказал Forbes, что через несколько дней после прихода Чайкина в компанию тот захотел создать собственную систему поставки материалов. «Я ее одобрил, но не принял», — объясняет предприниматель. Информацию о невыплате Чайкину денег он комментирует так: «У меня такое правило: если человек работает — плати, ну а если дверью хлопнул — тогда другое дело».

После ухода из «Юнион Профи» будущий часовщик стал помогать отцу, работавшему автослесарем-мотористом. Никифоров же на накопленные на машину 5000 рублей купил в Москве партию дешевых китайских часов, которые сдал в Санкт-Петербурге в комиссионный магазин, а через неделю получил «живые» деньги. Когда он рассказал об успешной бизнес-операции Чайкину, тот сперва обиделся и даже бросил трубку, но позднее перезвонил и признал перспективность идеи. Партнеры начали ездить за новыми партиями часов вместе, а после — раздавать товар по киоскам и магазинчикам, а также сбывать его корпоративным клиентам. «Примерно через год мы держали в руках первые $10 000, — вспоминает Чайкин. — Это были для нас нереальные деньги!»

В 2001 году они зарегистрировали компанию Watch Maximum и стали сами покупать часы у оптовиков. Для продажи товара сначала открыли магазин «Машина времени», позднее выросший в сеть (доходила до десяти точек в формате небольших помещений в торговых комплексах; сегодня работают три).

Константин Чайкин за работой. Фото Георгий Кардава

Первые часы

К 2002 году партнеры несколько раз покупали у оптовиков «довольно дорогие, стоящие в рознице около 3000 рублей настенные часы в общем-то убогого дизайна». «Мы решили делать посложнее», — вспоминает Константин. Чайкин и Никифоров приобрели немецкие механизмы Hermle Clocks со стрелками и нашли подрядчиков, которые вырубали из «нержавейки» листы, гнули их и наносили лазером логотип. В «Машине времени» первая модель собственного производства стоила 1500 рублей и пользовалась спросом, говорят основатели компании.

В 2003-м Чайкин решил сделать подарок отцу на 50-летний юбилей своими руками. Он купил механизм наручных часов швейцарской фабрики ETA, а корпус и циферблат сделал сам. «Меня стала увлекать эта механика, — объясняет предприниматель. — Я начал коллекционировать старинные карманные часы, изучать, как они работают и почему ломаются». Особенно интересовал его турбийон — устройство, нейтрализующее влияние притяжения Земли на точность хода, один из самых сложных и дорогих элементов. Почитав книги, Константин «понял, что ничего особенно сложного нет и буквально на коленке выпилил кусок механизма из настольной «Весны» владимирского часового завода, закрепил другие детали — и макет турбийона заработал».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Общество Общество

Захар Прилепин – о том, почему после 1990-х страна ждала от нулевых большего

Esquire
Все решают звезды Все решают звезды

Представление об уюте и комфорте, оказывается, зависит и от нашего знака зодиака

Лиза
«Самый верный друг»: NYT узнала о связи обвиняемого в секс-торговле людьми с владельцем Victoria’s Secret «Самый верный друг»: NYT узнала о связи обвиняемого в секс-торговле людьми с владельцем Victoria’s Secret

Финансист Джеффри Эпштейн обвиняется в продаже людей в сексуальное рабство

Forbes
Счастливы вместе Счастливы вместе

Куда поехать отдыхать в августе всей семьей?

Grazia
Renault Arkana. В военкомате не ждут Renault Arkana. В военкомате не ждут

Новый автомобиль повышенной проходимости от Renault

АвтоМир
Как заработать на инвестициях в общее благо Как заработать на инвестициях в общее благо

Социально ответственное инвестирование позволяет снижать риски

Forbes
«Наш мир — гигантский мозг»: участник списка Forbes Давид Ян об опутавшей людей нейросети и читающих мысли роботах «Наш мир — гигантский мозг»: участник списка Forbes Давид Ян об опутавшей людей нейросети и читающих мысли роботах

Давид Ян о том, как искусственный интеллект поможет бухгалтеру Зинаиде

Forbes
Долой джетлаг: 7 советов, как не страдать от смены часовых поясов Долой джетлаг: 7 советов, как не страдать от смены часовых поясов

«Штормит» после долгих перелетов? Сейчас расскажем, что делать

Playboy
И уму и сердцу: тест почти идеального Citroen C3 Aircross И уму и сердцу: тест почти идеального Citroen C3 Aircross

Citroen C3 Aircross никому не оставляет шансов остаться равнодушным

Популярная механика
Венский дневник Венский дневник

В Вене много всего модного и нового, о чем стоит узнать

Seasons of life
Visa решила включиться в борьбу за долю на рынке объемом $1,2 трлн Visa решила включиться в борьбу за долю на рынке объемом $1,2 трлн

Visa хочет заработать на покупках холодильников и стиральных машин в рассрочку

Forbes
Как выжить в Sekiro: Shadows Die Twice — лайфхаки для новичков Как выжить в Sekiro: Shadows Die Twice — лайфхаки для новичков

Sekiro – очень сложная игра, и чтобы пройти ее до конца, используйте наши советы

CHIP
Семен Стругачев: «Роль Левы дает мне возможность бесплатно выпить» Семен Стругачев: «Роль Левы дает мне возможность бесплатно выпить»

Актер Семен Стругачев признался, по какой причине сбежал с собственной свадьбы

StarHit
Почему мы должны быть обеспокоены системой распознавания лиц: 4 главных причины Почему мы должны быть обеспокоены системой распознавания лиц: 4 главных причины

Предсказания антиутопий начинают понемногу сбываться

Playboy
Жизнь как чудо Жизнь как чудо

Квартира в историческом районе Москвы, в которой живет декоратор Юлия Голавская

AD
Как спорить с партнером, если у вас нет аргументов Как спорить с партнером, если у вас нет аргументов

Спорить можно вполне миролюбиво, и даже без веских аргументов

Psychologies
Haval F7. Чудеса бутафории Haval F7. Чудеса бутафории

Тест-драйв нового Haval F7

4x4 Club
Alex&Rus: «С 14 лет мы начали пробовать себя абсолютно во всем» Alex&Rus: «С 14 лет мы начали пробовать себя абсолютно во всем»

Cosmopolitan поговорил с молодым перспективным дуэтом Alex&Rus

Cosmopolitan
Шойгу назвал основную причину аварии в Баренцевом море Шойгу назвал основную причину аварии в Баренцевом море

Основной причиной аварии в Баренцевом море стал пожар в аккумуляторном отсеке

Forbes
Они записали убийство Они записали убийство

Квентин Тарантино, Брэд Питт и Леонардо ДиКаприо о главном фильме лета

Esquire
Ни пуха ни пера Ни пуха ни пера

Зачем в современном аэропорту Домодедово используются хищные птицы

Вокруг света
Твой конек Твой конек

Летом хочется активного отдыха. Вставай на ролики!

Лиза
«Сделать классное приложение круче для репутации, чем купить Ferrari». Правила потребления основателя Skyeng Георгия Соловьева «Сделать классное приложение круче для репутации, чем купить Ferrari». Правила потребления основателя Skyeng Георгия Соловьева

Основатель самой большой онлайн-школы английского языка Skyeng Георгий Соловьев

Forbes
Метод Эмили Уотсон Метод Эмили Уотсон

Никто не подозревал, что «Чернобыль» станет гвоздем нынешнего телесезона

Караван историй
Зож чемпиона: черная икра, пирожные, рэп в наушниках и другие лайфхаки профессиональных спортсменов Зож чемпиона: черная икра, пирожные, рэп в наушниках и другие лайфхаки профессиональных спортсменов

Как интегрировать спорт в нормальную жизнь, а жизнь — в профессиональный спорт

Forbes
Трудности перевода: почему талантливый программист работает сторожем Трудности перевода: почему талантливый программист работает сторожем

Высшее образование в его нынешней форме стало анахронизмом

Forbes
Более 450 тысяч паролей и e-mail пользователей Ozon утекли в интернет Более 450 тысяч паролей и e-mail пользователей Ozon утекли в интернет

В открытом доступе оказалась база с паролями пользователей Ozon

Forbes
7 кулинарных ошибок, которые совершают практически все (профессионалы против) 7 кулинарных ошибок, которые совершают практически все (профессионалы против)

Эти кулинарные ошибки мы поначалу все совершаем

Playboy
Как «большая фарма» намерена победить в гонке с супермикробами Как «большая фарма» намерена победить в гонке с супермикробами

Проблемы фармацевтической отрасли препятствуют разработке новых антибиотиков

Forbes
Упал, очнулся – небоскреб! Упал, очнулся – небоскреб!

В Азербайджане есть чем заняться автомобильному туристу

АвтоМир
Открыть в приложении