Немецкие цеппелины над Эрмитажем
Очень интересную, необычную роль, остававшуюся до сих пор за кадром, играл Императорский Эрмитаж в жизни тыла, и в частности Петрограда, во время Первой мировой войны.
Если начало войны было встречено российской общественностью ростом патриотических настроений, то через год уже заговорили о «проявлении чрезмерной нервозности и трусости», людьми овладевал безотчётный страх. В газете «Биржевые ведомости» (от 23.08.1915) опубликовано интервью со старшим хранителем Императорского Эрмитажа академиком Эрнстом Липгартом: «Вздорная болтовня о том, что Эрмитаж закрыт и картины его эвакуируются, сделало то, что обычное количество посетителей за последние дни сразу упало. Между тем вопрос о закрытии Эрмитажа и вывозе его художественных коллекций вовсе и не поднимался, так как нет никакого основания предполагать о досягаемости наших сокровищ для немецких разрушительных средств».
Германия с первых дней войны применяла для разведки и бомбометания цеппелины, огромные дирижабли, которые явились, по сути, первой попыткой создания стратегической бомбардировочной авиации. Эти дирижабли, названные по фамилии их изобретателя, немецкого генерала графа Фердинанда фон Цеппелина, летали на больших высотах, недоступных для истребителей того времени, и могли бомбить города на территории противника далеко за линией фронта.
Так, от бомб, сброшенных с цеппелинов на территории Британии за весь 1915 год, погиб 181 человек. Но помимо физического ущерба бомбардировки наносили ещё и ущерб моральный, сея панику. В английских газетах печатались советы, что следует делать в случае налётов. В России знали об этих воздушных атаках, и эта информация, конечно, оказывала деморализующее действие, особенно когда фронт приближался к Петрограду.