Мир на грани катастрофы и поиски вечного суперкоралла: семь книг о будущем планеты
Футуристические прогнозы — дело неблагодарное, но в эпоху глобальных изменений исследователи все чаще анализируют прошлое и пытаются предсказать, что ждет человечество впереди. Блокбастер о выживании мира в 2030 году, автобиография владельца свалки и манифест 97-летнего Дэвида Аттенборо, — Forbes выбрал лучшие книги о том, каким может оказаться будущее планеты.
«2030: Как современные тренды влияют друг на друга и на наше будущее», Мауро Гильен
Мауро Гильен пытается ответить на вопрос, каким будет мир в 2030 году. Профессор Школы бизнеса Уортона (США) на основе анализа многочисленных данных приходит к выводу, что в Восточной Азии, Европе и Америке к 2030 году сократится рождаемость, но за счет бэби-бума в Африке и миграции рабочей силы старение население будет не столь катастрофичным. В Африке произойдет промышленная революция. В списках богатейших людей мира появится больше женщин. Главными проблемами останутся изменение климата и доступ к чистой воде. Предсказуемо худшей будет ситуация в больших городах.
А вот понятие собственности утратит свое значение. «К 2030 году почти половина наших расходов примет форму «совместного» или «коллективного» потребления — это относится к автомобилям, домам, офисам, гаджетам и самым разным индивидуальным вещам. Собственность нынче не в моде; в приоритете — совместное пользование», — пишет Гильен. В экономике предпочтение станут отдавать блокчейн-технологиям, то есть технологиям шифрования и хранения данных, распределенных по множеству компьютеров, объединенных в общую сеть.
Футурологические прогнозы читать всегда интересно. Тем более, автор дает рекомендации по выживанию, которые могут, безусловно, оказаться полезными.
«Планета свалок. Путешествия по многомиллиардной индустрии мусора», Адам Минтер
Автор книги — сын владельца свалки. На опыте своей семьи он убедился: мусор — настоящее сокровище. Оборот индустрии отходов исчисляется миллиардами долларов. Прапрадед Адама покинул Россию в начале XX века, приехал в Америку и начал собирать утиль, который можно было перепродать. Минтер путешествует по разным странам и беседует с работниками и руководителями предприятий по переработке мусора. Он призывает, в первую очередь, к уменьшению отходов и к повторному и длительному использованию того, что еще можно использовать. В самых бедных странах, утверждает он, потребление более экологично. Нищета делает потребление более разумным.
Но если этот вывод автора еще можно назвать очевидным, то другие впечатляют гораздо сильнее. Например, что происходит с отходами после того, как они попадают в контейнер? Мусор отправляется в путешествие и оказывается, что послать кипу старых газет из Лос-Анджелеса выгоднее на бумажную фабрику в Южном Китае, где ее переработают, чем на фабрику в Чикаго.
Китай — это Мекка мировой переработки. Здесь перерабатывают почти все — от новогодних гирлянд до автомобилей. И только читатель начинает радоваться рачительности китайцев, как автор обрушивает на него такой факт: переработка — крайне вредное производства. Так, во время утилизации сотовых телефонов выделяется свинцовая пыль, которая остается после разрушения печатных плат и расплава припоя, и она оседает в легких местных жителей.