Спецматериал / Будущее киновселенной Marvel
Бесконечная история
Слово «marvel» переводится с английского как «чудо» или «удивление». И правда, остаётся только удивляться, как за восемь лет из ничего выросла огромная киновселенная — самая успешная серия супергеройских фильмов за всю историю. Фильмы Marvel прибыльнее, популярнее, а зачастую и лучше, чем у конкурентов. Секрет в том, что этот конвейер подчинён строгому плану. Marvel ещё и довольно продуманная киновселенная, и речь не только о «лоре». Её создатели, в первую очередь продюсер Кевин Файги, всё планируют на много лет вперёд. В этой статье мы попробуем разобраться, откуда и куда движется серия фильмов Marvel.
Что есть MARVEL, а что нет
Люди часто путают фильмы, относящиеся к киновселенной MARVEL, с фильмами по комиксам MARVEL, снятыми другими студиями, — вроде серии про Людей Икс. Это не такой уж большой грех, если вы не профессиональный журналист и не гик. Но лишний раз напомнить, как обстоят дела с правами на экранизацию, будет полезно.
Дело в том, что, хотя кинокомпания MARVEL Studios существует аж с 1993 года, первые десять лет она просто продавала права на экранизацию комиксов другим студиям. Людей Икс во главе с Росомахой, Фантастическую четвёрку и Дэдпула купили 20th Century Fox. Человек-паук с его многочисленными союзниками и противниками достался Sony. Халка на какое-то время покупали Universal, но фильм Энга Ли 2003 года с Эриком Баной публику не зацепил, и права вернулись к создателям.
К 2005 году, когда в MARVEL решили делать собственную киновселенную, у студии не было прав на экранизацию комиксов про своих же самых популярных персонажей. Даже Железного человека в последний момент выхватили из рук тонущей New Line Cinema, а Чёрную вдову пришлось забрать у Lionsgate.
Казалось бы, разве можно с таким набором начинать киновселенную? Кто в XXI веке помнит Железного человека, героя времён Холодной войны, который в мультсериалах уже превратился в «мудрого наставника» и поставщика гаджетов для героев помоложе? Кто не будет смеяться над пропагандистским Капитаном Америкой и его трико в цветах государственного флага? Скандинавский бог Тор, живущий на Земле в облике студента Дональда Блэйка, — это же вообще комедия! Как заставить зрителей пойти на такие фильмы?
Ответ оказался очень простым: снять их хорошо, снять так, чтобы публика заинтересовалась героями как новыми для себя — для кого-то незнакомыми, а для кого-то обновлёнными. Капитан Америка выглядит продуктом пропаганды — так и покажем с иронией, как герой начинал карьеру в сценической агитбригаде. Зритель плохо знает Тора и Железного человека? Так даже лучше: можно отступать от канона и представлять героев немного по-новому.
Долой Дональда Блэйка — остаётся только Тор. И да, пусть он будет немного смешным. Долой дурацкое трико — пусть капитан носит подобие военной формы. Долой тайну личности — Старк прямым текстом заявляет: «Я Железный человек». Долой Вьетнамскую войну — врагами Тони будут современные афганские моджахеды. Ну и не стоит забывать про Роберта Дауни-младшего — во многом первая фаза киновселенной «выехала» именно на его отличной актёрской игре.
К чему пришли MARVEL
Конечно, из Тора, Старка и Кэпа выжали максимум — по серии фильмов, да ещё два кроссовера «Мстители», да ещё «Гражданская война» между двумя последними. Но для производства двух фильмов в год этого недостаточно. Да и герои приедаются, если перекормить ими публику. Во второй фазе киновселенной сценаристам MARVEL пришлось зарыться ещё глубже в комиксы и раскопать там совсем уж забытых и малоизвестных героев. И снова скептики морщили носы, и снова оказались не правы.
Сейчас уже очевидно, что вселенная MARVEL зависит не от набора героев, а от таланта авторов фильмов. Теперь бренд работает на героев, а не наоборот. MARVEL оказались способны продать нам даже историю про говорящего енота и ходячее дерево, дерущихся с пиратами в открытом космосе. Да что там, даже фильм про, казалось бы, смехотворного Человека-муравья оказался неплохим и по-хорошему смешным (а его герой сам жалуется на своё прозвище).
Поэтому теперь, когда MARVEL анонсируют фильмы про малоизвестных Чёрную пантеру и Осу, никто уже не смеётся. Причём эти планы не выглядят хаотичными поисками новой темы: MARVEL вполне целенаправленно расширяют целевую аудиторию. Студии нужны чернокожие зрители — вот вам сольный фильм про Чёрную пантеру. Нужны женщины — пожалуйста, вот Капитан Марвел и Оса. Нужны подростки — Человек-паук отправляется в школу.
Кстати, о Пауке. До недавнего времени он существовал в собственной киносерии, которую снимала студия Sony. Её фильмы окупались, но цифры до сборов MARVEL не дотягивали. Долгое время Sony лелеяли надежду вырастить собственную киновселенную из фильмов про врагов Паука. Ради этого их пачками запихивали в картины про Питера Паркера, что явно не шло тем на пользу. Трилогия Сэма Рэйми начиналась хорошо, но в третьей части на экран вывалили такую гору злодеев, что даже сам режиссёр назвал фильм ужасным и покинул студию. Паука перезапустили с режиссёром Марком Уэббом… и допустили ту же ошибку, загрузив полный ковш злодеев уже во второй фильм.