Миллиарды для «Яндекса» и риск ухода Apple: к чему приведет обязательная установка российских приложений на смартфоны
Samsung, Huawei и Xiaomi согласились исполнять закон, обязывающий их продавать в России смартфоны с отечественными приложениями. Реализовать требования закона способна и Apple, уверены чиновники, хотя компания этого не подтвердила. Основным бенефициаром закона может стать «Яндекс»: предустановка приложений компании на Android-смартфоны позволит к концу 2023-го увеличить доналоговую прибыль на 13,5 млрд рублей, прогнозирует Goldman Sachs
В начале декабря 2019 года Владимир Путин подписал закон о запрете продажи в России гаджетов без отечественного программного обеспечения. Согласно проекту постановления правительства, который разработала Федеральная антимонопольная служба (ФАС), уже с 1 июля 2020 года на смартфоны в стране в обязательном порядке будут предустанавливать российские приложения — поисковики, браузеры и картографические сервисы. С июля 2021-го на смартфонах, десктопных компьютерах и ноутбуках появятся еще и российские антивирусы, мессенджеры и соцсети. А с июля 2022 года российский софт — аудиовизуальные сервисы и приложения для бесплатного доступа к телеканалам и радиостанциям — в обязательном порядке будет установлен и на телевизоры с функцией Smart TV.
В совокупности речь идет о десятках миллионов установок: только в 2019-м в России, по оценкам представителей «М.Видео–Эльдорадо» и МТС, было продано 30 млн смартфонов почти на 0,5 трлн рублей. Также, по данным «М.Видео–Эльдорадо», россияне в прошлом году приобрели 2,4 млн ноутбуков и 3,6 млн телевизоров с функцией Smart TV. «Теперь телефоны, которые поставляются в Россию, будут изначально производиться для нашего рынка. Взять, как раньше, на складе вендора партию, которая подготовлена для продаж в других регионах планеты, уже будет нельзя», — поясняет Forbes директор департамента «Мобильные средства связи» компании «Марвел-Дистрибуция» Павел Вьюков.
Предполагается, что смартфоны, которые были закуплены и поставлены на российский рынок до 1 июля, могут быть реализованы в текущем виде, говорит представитель «М.Видео-Эльдорадо». По его прогнозу, ретейлерам вряд ли придется распродавать товар в связи с новым законом до 1 июля — об этом говорится в проекте правительственного постановления. Кто выиграет от нововведений на рынке?
Главный бенефициар
У предустанавливаемых приложений должно быть не менее 100 000 скачиваний и не менее 100 000 уникальных пользователей в месяц, следует из правительственного документа. Основным бенефициаром изменений в этом случае может стать «Яндекс» — сразу несколько приложений компании подходят под описанные критерии, считают несколько собеседников Forbes на рынках ИТ и онлайн-ретейла. По данным аналитиков Sensortower, в феврале «Яндекс.Карты», к примеру, набрали 1,3 млн установок на Android и iOS по всему миру, а «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс.Браузер» — по 1,2 млн. «Яндекс» также остается одним из лидеров на рынке мобильного поиска. По данным «Яндекс.Радара», 52,3% всех визитов со смартфонов на начало февраля приходилось на поисковую систему российской компании, 46,5% — на Google. В десктопе преимущество «Яндекса» еще заметнее — доля составляет 68,5%. Что касается мобильных операционных систем, то на iOS-устройствах российская компания занимает долю в 41,5%, на Android — 55%.
У «Яндекса» есть соглашения о предустановке с большинством производителей смартфонов на Android — компания договорилась примерно с 90% игроков рынка, оценивает Goldman Sachs. Но не все, а лишь около 60% из этих производителей предустанавливают поисковое приложение «Яндекса» на первый экран, утверждают аналитики инвестбанка. Постепенное возрастание рыночной доли «Яндекса» в поиске, по их мнению, «будет обеспечено за счет предустановки его приложения на оставшиеся 10% производителей Android-смартфонов и — что более важно — если регулирование будет требовать предустановки локальных приложений на первый экран».
Как прогнозирует Goldman Sachs, в 2023 году рыночная доля «Яндекса» на Android составит 61%, на iOS — 55%. Доля «Яндекса» на iOS будет ниже, чем на Android, потому что инвестбанк ожидает от Apple продолжения практики установки Google в качестве поиска по умолчанию на Safari: при активации нового iPhone пользователи не увидят окно выбора поисковика, как это бывает при первом включении новых Android-смартфонов. Кроме того, у iOS в России иной пользовательский паттерн — владельцы iPhone чаще ищут информацию на английском языке.
Закон об обязательной предустановке принесет «Яндексу» дополнительно 13,5 млрд рублей доналоговой прибыли, прогнозирует Goldman Sachs. Доходы могут быть еще выше за счет включения в предустанавливаемое поисковое приложение других сервисов через кросс-продажи внутри супераппа — приложения, объединяющего различные сервисы одной экосистемы, полагает инвестбанк.
Закон о предустановке позитивно повлияет на бизнес «Яндекса», подтвердил Forbes аналитик Renaissance Capital Кирилл Панарин: «Во-первых, вырастет доля «Яндекса» в поиске. Это должно увеличить выручку «Яндекса» от рекламы. Но на сколько — сейчас предсказать сложно. Доля поисковика «Яндекс» в поиске с устройств на iOS сейчас около 40% по сравнению с 55% на Android и есть потенциал для роста. Во-вторых, «Яндекс» сейчас сам платит производителям устройств за то, чтобы его ПО предустанавливали на технику. С вступлением закона в силу компания может существенно сократить такие затраты, если не свести к нулю, ведь предустанавливать ПО нужно будет обязательно». В 2019 году, по словам эксперта, затраты «Яндекса» на закупку трафика у партнеров составили около 4% от общей выручки, или 7,6 млрд рублей.
Обмен компромиссами
В результате вступления в силу закона о предустановке приложений «Яндекс» получит прирост рыночной доли на iOS, сравнимый с тем, что был зафиксирован в 2017-2019 годах на Android, отмечает Goldman Sachs. Тогда компания Аркадия Воложа получила право конкурировать с Google за предустановку поиска на Android-смартфонах. Соглашение стало результатом конфликта, начавшегося в 2015 году, когда «Яндекс» пожаловался в ФАС на Google, утверждая, что американская компания не позволяла производителям смартфонов Fly, Explay и Prestigo на заводе инсталлировать приложения «Яндекса» на Android-телефоны. ФАС завела дело в отношении Google и в итоге решила оштрафовать компанию на 438 млн руб. , а также предписала обеспечивать пользователям выбор в том числе и среди сторонних приложений на смартфоны в России. Google дважды безуспешно обжаловал это решение и в апреле 2017 года заключил с регулятором и «Яндексом» мировое соглашение. Компания обязалась соблюдать решение службы в течение 6 лет и 9 месяцев. Пользователям Android-устройств позволили выбирать предпочтительный поисковик при запуске. После этого доля Google на российских Android-устройствах стала снижаться: если в апреле она достигала максимальных 61,7%, то через три месяца показатель упал до 59,1%, через шесть месяцев — до 54,8%, через год — до 51,5%.