Михаил Антонов: Побеждает команда, которая стремится создать технологии завтрашнего дня
«Сноб» встретился с директором по развитию инновационной инфраструктуры Российской венчурной компании, одним из учредителей конкурса Up Great, Михаилом Антоновым и поговорил о том, что такое технологические барьеры, почему даже неуспешный проект может принести пользу и как беспилотные автомобили учатся ездить по зимним городам
Что такое система конкурсов Up Great? Какие конкурсы проводятся в рамках этой системы, какие закончились, какие сейчас идут?
Конкурсы Up Great в России появились два года назад в рамках Национальной технологической инициативы. Их задача — создание прорывных решений в тех областях, где, что называется, уже горячо, но еще не загорелось. Мы ищем области, в которых ожидается серьезный прорыв и существует проблема преодоления технологического барьера, и предлагаем инженерным командам придумать решение, тем самым приблизив будущее и открыв дорогу целой группе новых технологий, которые могут быть востребованы рынком. Сейчас мы только в самом начале пути. У Up Great есть зарубежные аналоги — это конкурсы Xprize и DARPA Grand Challenge, которые существуют уже, наверное, два с лишним десятка лет. Это крупные системы с десятками отдельных соревнований.
Первую серию технологических конкурсов в России мы запустили в середине прошлого года. Два из них были посвящены водородной энергетике: один — созданию топливных элементов для воздушных дронов, второй — для дронов-автомобилей. Эти конкурсы ждала очень разная судьба. Второй конкурс был завершен досрочно, потому что задача оказалась слишком масштабной для большинства разработчиков. А для воздушных дронов конкурс состоялся, финал был летом в Москве. Три команды бились за преодоление технологического барьера — создание топливного элемента мощностью 1,3 кВт и энергоемкостью не менее 700 Вт*ч/кг, при этом его масса не должна была превысить семь килограммов — это те параметры, которые могут обеспечить крупному квадрокоптеру длительность полета более трех часов. Ни одна из команд не смогла преодолеть барьер, но, по мнению экспертов, как минимум два решения из трех предложенных соответствуют существующим зарубежным образцам или даже превышают их параметры. Таким образом, даже формально не решив задачу конкурса, наша страна получила серьезный импульс к развитию технологий в области водородной энергетики на уровне лучших мировых стандартов.
Ɔ. Есть ли вообще перспективы у водородной энергетики в автомобилестроении? Сейчас все занимаются в основном электродвигателями.