Опасные связи
30 лет назад, в первый год жизни новой России, грабители караулили прохожих в подворотнях, рэкетиры отнимали у начинающих предпринимателей их бизнес, а лохотроны выманивали из любителей азартных игр последние деньги. Сегодня, в эру цифровой трансформации нашей жизни, происходит примерно то же самое, с той только разницей, что опасности перешли в интернет. Мы попросили эксперта Лаборатории Касперского Митю Самойлова порассуждать на темы «Что делать?» и «Кто виноват?».
С некоторой степенью допущения и упрощения мы можем согласиться с тем, что для мужчины важнее всего три вещи: здоровье, секс и автомобили. Да, есть титаны духа, для которых на первом месте книги и поздние оратории Георга Фридриха Генделя, но мы-то здесь с вами себя не обманываем, мы говорим о чем-то среднем и понятном.
Интуитивно и на основе опыта поколений мы понимаем, что все эти три явления нуждаются в регулярном, а то и постоянном внимании. Почти невозможно оставаться здоровым, не заботясь о себе, не проходя регулярных обследований, не давая своему телу хоть каких-то физических нагрузок, не стремясь к правильному или, по крайней мере, не самому вредному питанию.
Трудно быть удовлетворенным своей сексуальной жизнью, не работая над ней. Еще труднее ездить на хорошем и надежном автомобиле, игнорируя ТО и заправляя его чем попало.
В сегодняшнем мире к здоровью, сексу и автомобилям прибавилась кибербезопасность. Не понимая ее основ, невозможно прожить сколько-нибудь долго и не столкнуться с потерями — финансовыми, репутационными, имущественными, иногда физическими.
90% преступлений в цифровой сфере не могут быть раскрыты
И тем не менее эту сторону своей жизни людям свойственно недооценивать. Нам кажется, что здесь все ясно. О чем тут говорить? Я же не записываю пин-код на банковской карте, не храню пароль от рабочей почты приклеенным к монитору в офисе, не выкладываю в инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) скриншот личного кабинета в онлайн-банке. Значит, все в порядке. И не нужно мне очередной раз рассказывать, как придумывать пароли к почте и прочим аккаунтам — у меня там пароли с 2007 года стоят, пока никто ничего не взломал!
Вернемся к аналогии с автомобилями — с машинами и дорогами, по которым они ездят, можно сравнить все что угодно, и это всегда будут понятные и простые сравнения.
Ни один человек не думает о себе, что он плохо водит, при этом каждый уверен, что вокруг полно тех, кто сел за руль, не умея почти ничего. Ни один человек не сомневается в своих знаниях правил дорожного движения — нельзя двигаться на красный сигнал светофора, нельзя гнать по встречке, а перед пешеходным переходом нужно притормаживать. И тем не менее на дорогах России в ДТП погибает 17 000 человек в год. Дикая, непостижимая цифра, население небольшого города.
Конечно, в этих авариях не всегда виноваты те, кто были за рулем, есть еще факторы видимости, организации дорожного движения, внезапного отказа техники и прочие неприятности. Но в большинстве случаев, когда мы смотрим подборки аварий, мы понимаем, что трагедии можно было избежать, если бы тот, кто управлял автомобилем, просто соблюдал элементарные правила: не превышал скорость, не пытался проскочить на желтый, не выезжал на встречку. О случаях, вроде управления машиной в нетрезвом виде даже не упоминаем — это преступление уже на стадии принятия решения.