Как перестать быть вежливым и полюбить безумное порно
Ксения Рождественская о реконструкции непристойности в фильме Раду Жуде «Безумное кино для взрослых»
До российских экранов не без проблем добрался победитель Берлинского кинофестиваля — фильм-провокация Раду Жуде «Безумное кино для взрослых». Прокатчики не смогли оставить оригинальное название — «Неуместный трах, или Безумное порно», а режиссеру пришлось самому отцензурировать собственный фильм, чтобы он мог получить прокатное удостоверение в России. Но, кажется, Жуде сделал это не без удовольствия: фильм о лицемерии современного общества стал более многозначным.
Любительский порноролик Эми, учительницы истории в дорогой частной школе, утекает в сеть, и директриса созывает родительское собрание, на котором надо решить, что делать с «порноучилкой». Родительское собрание, естественно, превращается в фарс. Мало того, что в эпоху пандемии оно проходит в школьном дворе, мало того, что оно начинается просмотром этого ролика, но родители еще и довольно быстро скатываются к обсуждению «жидов и пидоров», Холокоста и того, что должна и чего не должна делать женщина.
Режиссер Раду Жуде — самый циничный и самый прямолинейный из румынских режиссеров, а главное — он отлично понимает, что снимает «фильмы дурного вкуса», и получает от этого удовольствие. В своих самых популярных фильмах, начиная с вестерна «Браво!» («Серебряный медведь» Берлинале за режиссуру в 2015-м), он играет с театром, театральностью и историей. В своем главном хите «Мне плевать, что мы войдем в историю как варвары» («Хрустальный глобус» Карловых Вар в 2018-м) он заставил героиню заниматься театральной реконструкцией Холокоста, чтобы напомнить румынам об их роли в истреблении евреев. В «Заглавными буквами» (2020) столкнул реконструкцию полицейских архивов и фрагменты реальных телепрограмм. Его вообще, кажется, больше всего интересует не просто история, а возможность ее реконструировать — чтобы еще раз не извлечь из нее никаких уроков.
В «Безумном кино для взрослых» он, в сущности, реконструирует непристойность. Это история в трех актах, с прологом и тремя финалами. Пролог — та самая порнозапись. В первом акте героиня (превосходная Катья Паскариу) идет по улицам Бухареста, на которых больше ненависти, токсичности и порнографии, чем в любом, самом жестком порно. Голые сломанные манекены, гигантские рекламы с обнаженными мужскими телами и готовыми на все женщинами, плакаты «голосуйте за нас, либералов». Прохожие в любую секунду готовы сорваться, наорать друг на друга, втянуть в систему своего бреда. На рынке какая-то бабка бросается обнимать камеру: «Вылижи меня!» В аптеке другая бабка наставляет: «Научно