Что такое комплексы и как их преодолеть
«У тебя комплексы» — такой диагноз мы нередко ставим друг другу и самим себе. И рекомендуем избавляться от них. Но что мы при этом имеем в виду?
Чаще всего в повседневной речи мы связываем понятие «комплекс» с недостатком уверенности в себе, как 26-летняя Анна: «Лет пять назад я боялась даже дорогу спросить на улице, не говоря уже о том, чтоб вернуть в магазин некачественный товар, — вспоминает она. — Но потом стала целенаправленно над этим работать, заставляла себя заговаривать с незнакомцами. И победила свои комплексы».
Но иногда речь о прямо противоположном явлении: мы можем сказать о ком-то: «У него комплекс бога», подразумевая, что он считает себя всемогущим и не желает признавать своих ограничений. Получается, что мы используем слово «комплекс» как синоним недостатков, дефектов.
Все обращаются с ними по-разному: кто-то борется, кто-то примиряется, кто-то погружается в самоедство. И не всегда понятно, существуют ли эти дефекты в реальности или это результат искаженного мнения о себе. А оно, в свою очередь, может оказаться результатом воздействия требовательного окружения, которое осуждает нас за несоответствие правилам, нормам и идеалам.
(Не)полноценность
Понятие психологического комплекса (от латинского complex — связь) ввел последователь Зигмунда Фрейда и создатель аналитической психологии Карл Густав Юнг. Речь шла о группе связанных друг с другом представлений, чувств, реакций, которые далеко не всегда доступны нашему непосредственному наблюдению.
«Согласно Юнгу комплексы — это такие психические явления, которые лишены контроля со стороны сознания, — объясняет философ Геннадий Голенок. — Они вытеснены в подсознание, откуда могут постоянно препятствовать или, наоборот, содействовать работе сознания. Комплекс всегда содержит в себе нечто вроде конфликта или, по крайней мере, является либо его причиной, либо его следствием»1.
Другой последователь Фрейда, психолог Альфред Адлер описал комплекс неполноценности, который не считал однозначно негативным явлением, полагая, что некоторых он может мотивировать к развитию.
«В школе я был самым маленьким в классе, на физкультуре всегда стоял последним, и меня, конечно, дразнили и при случае били, — рассказывает 28-летний Семен. — Но мне надоело бояться, и я упросил родителей отдать меня в секцию борьбы. К седьмому классу отношение ко мне изменилось, даже старшие мальчики просили меня научить их «приемчикам», и я понял, что не хуже других».