Правило № 66. Нас ждет новый интернет
Коуч Алексей Ситников предсказывает, как в скором времени будут зарабатывать инфлюенсеры.
Рекламные контракты, коллаборации — это все, конечно, мило. Плохо, что собственно контент, который в поте лица создают и постят звезды инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и ютьюба, оплачивается каким-то совершенно копеечным процентом. Ужас! Вот и создатель интернета сэр Тим Бёрнерс-Ли в 2019‑м на тридцатилетии своего детища высказался: «Интернет, каким я себе его представлял, пока не появился. Будущее все еще гораздо больше прошлого». С 2004 года Тим — профессор Саутгемптонского университета и занимается там реализацией своей изначальной мечты — «семантического интернета», который он называет Solid. Мне подобная идея тоже интересна, я еще в 2000‑м собрал группу разработчиков, которая придумывает «социальный интернет». И дело не в том, что мы мечтатели, — человечество вплотную столкнулось с неудобством оттого, что прошило свою жизнь неправильно и несправедливо устроенной сетью.
Изначально интернет создавался в рамках стратегической оборонной инициативы США. Задача была, насколько я понимаю, соединить проводами центры принятия решений в случае ядерной войны — правительство, министерства, ведомства, аналитические центры. Бёрнерс-Ли создал все эти протоколы HTTP, URL, которыми мы пользуемся до сих пор. И проблема в том, что интернет в таком виде — это гипертекст, в котором тексты (а картинки, музыка, видео для него — это тоже тексты) связаны между собой ссылками. Все хорошо, но в таком интернете нет человека, нет отношений людей. А бизнес и человеческий мир вообще — это отношения. Социальные сети притворяются человекоориентированными, но они, по сути, такое же хранилище данных. Те, кто создает интернет-продукты, не понимают, что такое социальная сеть, иначе они не называли бы «зафрендить» дружбой. Кто‑то нажал кнопку, что он знает кого-то, — но ведь это не дружба. Дружба полимодальна, она предусматривает, что участники процесса в равной степени знакомы и взаимодействуют друг с другом. И редкие гивы в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), так же как и выборочные ответы инфлюенсеров на комментарии подписчиков, создают лишь иллюзию интерактива в сети, где важен исключительно контент. Который, как вы заметили, сейчас можно невозбранно репостить даже без ссылки на автора — об оплате труда создателя речи вообще не идет. У людей из индустрии моды недавно появилось моральное правило тегать в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) всех, кто принимал участие в создании фотографии или видео, — это уже шаг в сторону настоящего, нового интернета. Но шаг этот — маленький. Интернет, в котором нет личностей, лихо игнорирует главные характеристики, которые нужны людям для отношений: доверие, мораль, ответственность, права. А главное, там нет ролей — того, что определяет поведение человека в реальной