Философ, воспитавший великого завоевателя: правда ли, что Аристотель учил Александра Македонского?
Александр Македонский — великий правитель, который переписал эпоху Древнего мира. История его жизни выглядит фантастической: сын матери, любившей змей, и израненного в боях отца, воспитанник Аристотеля, этот юноша с периферии греческого мира впервые принял участие в военной кампании в возрасте шестнадцати лет, стал царем в двадцать и царем царей в двадцать пять.
В издательстве МИФ вышла книга «Молодой Александр». Под обложкой — данные последних археологических раскопок и полная картина становления легендарного полководца. В этой статье приведем отрывок из книги, посвященный самому известному учителю Александра.
Великий ум классической эпохи
Аристотель был одним из самых блестящих умов античного мира. Он написал более 150 трактатов обо всем — от космологии до политики, от метеорологии до свойств души, от животных до искусства. Он анализировал суть трагедии с тем же пониманием дела, как и внутренности каракатицы. Он был третьим звеном в цепи великих умов классической эпохи (Сократ, Платон, Аристотель), и среди его наиболее известных учений — идея о стремлении к умеренности во всем, к «золотой середине», как ее назовут позже. Однажды он написал, что «все люди по своей природе жаждут знания», но его от мудрых предшественников отличает эмпирический подход. Он собирал огромные объемы данных, каталогизировал и классифицировал все, что видел в окружающем мире. Философия переводится как «любовь к мудрости», и Аристотель был ее воплощением.
Он провел ранние годы в Стагире, возможно, посещал Пеллу, где его отец, Никомах, известный врач, служил при дворе Аминты III. Жизнь Аристотеля была тесно связана с положением дел в Македонии. Не исключено, что именно отец, работавший с кровью и внутренними органами, лихорадками и припадками, пробудил в сыне страсть к познанию мира. Но Аристотелю не суждено было пойти по пути Никомаха, его родители умерли, когда он был еще молод, и его опекуном стал Проксен из Атарнеи. В возрасте 17 лет Аристотеля отправили в Афины, в Академию — необыкновенное сообщество людей, занимавшееся образованием и науками, во главе с известным философом Платоном. Это определило всю дальнейшую жизнь Аристотеля. Он остался в Афинах еще на 20 лет, прославившись ненасытной жаждой к познанию, за что получил прозвище Читатель. На первых порах он увлекался естествознанием, астрономией и собиранием пословиц; ближе к концу своего пребывания в Академии он стал преподавать риторику.
Но в 348–347 годах до н. э. все изменилось. Халкидская война наводнила Афины беженцами, что вызвало враждебность к македонцам. Стагира участвовала в боевых действиях и была разграблена Филиппом в 349 году до н. э.: во время раскопок там были найдены пращи с его именем и именами его военачальников. Для Аристотеля, человека, имевшего семейные связи с Аргеадами, Афины стали опасным местом. Примерно в то же время умер Платон, и Аристотеля больше ничто не удерживало в городе, поэтому он решил переехать. Он перебрался ко двору Гермия, тирана Атарнеи и Ассоса, городов на побережье Малой Азии (в современной Турции), с которым познакомился в Академии, где они стали близкими друзьями. Позже Аристотель женился на его приемной дочери или племяннице Пифиаде.
После длительного обучения в Академии наступило время активной работы. Он присоединился к сообществу философов в Ассосе и, возможно, помогал разрабатывать новые законы. На расположенном неподалеку острове Лесбос Аристотель останавливался у другого интеллектуала, Теофраста, который разделял его увлечение миром природы. Во внутренней лагуне города Пирра (современный Калони) они совместно проводили исследования, опрашивая местных рыбаков, анализируя ежедневный улов и бродя по берегам в поисках образцов растений. Эти труды легли в основу их будущих работ по зоологии и ботанике. В 343 или 342 году до н. э. из Македонии Аристотелю пришло приглашение стать учителем Александра.
Как Аристотель стал учителем Александра
Встреча юного Александра и Аристотеля — событие экстраординарное. Некоторые считают, что даже слишком экстраординарное, чтобы быть правдой, но все же это правда, хотя и смешанная с романтическими домыслами. Часть проблемы заключается в том, что более поздние античные авторы оценивали это знакомство уже в свете великих достижений учителя и ученика. Но в то время Александр был всего лишь молодым царевичем 13 или 14 лет, а Аристотель — бездомным философом чуть за 40. Ни один пока не прославился. Их отношения пока были мало кому интересны.
Плутарх пишет, что Александр должен был учиться у Аристотеля не в Пелле, а в Миезе, на склонах горы Вермион, возвышающейся на западном краю равнины Эматии. Останки древнего города сегодня находятся на территории, засаженной садами скороплодных деревьев. Персики, нектарины, абрикосы, виноград и яблоки созревают здесь со скоростью мифической бегуньи Аталанты; по летним дорогам грохочут старые полноприводные автомобили, доверху нагруженные свежими плодами; жизнерадостные песни упитанных дроздов наполняют сады; в богатой палитре красок преобладают зеленый и синий. Гомер называл этот край «прекрасной Эматией». Сегодня местные жители считают его раем.
Плутарх, единственный античный автор, связавший Аристотеля и Александра с Миезой, продолжает рассказ: Филипп предоставил учителю и ученику святилище нимф — Нимфей — для занятий в окрестностях Миезы. Во времена Плутарха, во II веке н. э., путешественникам все еще показывали каменные сиденья и тенистые дорожки школы Аристотеля. Она была вновь найдена в середине 1960-х годов Фотиосом Петсасом в местности под названием Кефалари (Исвория).
Однако кое-что не дает покоя исследователям. Сомнений в том, что Нимфей находился именно здесь, почти нет; но действительно ли здесь была школа Аристотеля? Место слишком напоминает древний карьер; здесь найден один участок глубоких раскопок и даже несколько намеченных блоков, которые предстояло вырубить из скалы. С тех пор на склонах Вермиона были обнаружены другие подобные карьеры. Стало быть, эти горы служили источником строительного материала и, соответственно, разрабатывались. Но до эпохи Филиппа в Македонии почти не было монументальных сооружений. Именно поэтому кажется вероятным, что добыча камня относится к его правлению и связана с великими проектами, которые он финансировал за счет военных трофеев. Крытая стоя появилась позже, по всей вероятности в середине 340-х годов до н. э. Нимфея еще не существовало. Общепризнано, что Александр и Аристотель также были не одни: во время обучения рядом с царевичем находились другие мальчики, приемные братья Александра. Где они ели, занимались спортом и тренировались? Другими словами, где инфраструктура? Где следы реальности, которую всегда нужно искать за завесой романтики? Эти вопросы недавно привели к появлению еще одной версии о местонахождении школы Аристотеля.