Андрей Кириленко — Forbes: «Спортивный характер в бизнесе может помешать»
Андрей Кириленко — самый успешный российский баскетболист в НБА. В 18 лет он был выбран на драфте клубом «Юта Джаз», а к окончанию контракта в сезоне 2010/2011 входил в десятку самых высокооплачиваемых игроков Национальный баскетбольной ассоциации. Только в период с 2005 по 2011 годы общая сумма выплат по его контракту составила $86,4 млн. Теперь Кириленко — президент Российской федерации баскетбола, возглавляет ее уже восемь лет. Forbes Sport пообщался с Андреем и узнал, как не разориться после успешной спортивной карьеры, почему баскетболисту не нужен хороший имидж и можно ли российскому баскетболу не бояться изоляции
«Инвестировать в себя я начал в 25 лет»
— Вы десять лет играли за «Юта Джаз», и именно в этот период вошли в десятку самых высокооплачиваемых игроков НБА. Принято считать, что век спортсмена короток, но срок, когда ему предлагают действительно жирные контракты, вероятно, еще короче?
— Нельзя оценить сразу все виды спорта — везде же по-разному, но в баскетболе у тебя, как правило, есть десять активных лет. Играешь, конечно, дольше, но первые годы карьеры обычно не самые денежные — ты только зарабатываешь авторитет. Как и последние, когда доигрываешь. Мало кому из ветеранов готовы платить столько же, сколько игроку в самом расцвете. Поэтому задуматься о том, как заработанным грамотно распорядиться, нужно как можно раньше, хотя мне, как и любому молодому спортсмену, было сложно. Элементарно — не было знаний. Да и времени не хватало, все внимание отдавал баскетболу. Хотя, конечно, не до конца это правда: лень и желание отдохнуть, когда ты существуешь в постоянном режиме «игра-тренировка-игра-тренировка», тоже присутствовали.
— Тем не менее, вовремя задуматься у вас получилось? Можете сформулировать совет молодым игрокам?
— Вместо меня отличный совет дал знаменитый Шакил О’Нил. Я, к сожалению, услышал его уже поздно, после завершения карьеры. Но он довольно прост и доходчив.
Шакил рассказывал, что в молодости совершил много финансовых ошибок, но в итоге пришел к простой схеме. Половину своего ежемесячного чека надо отложить на свое будущее. Причем, спрятать этот счет надо как можно дальше — с глаз долой, чтобы этих средств ты даже не видел. Вторую половину тоже поделить на две части: одну — на насущные расходы, счета, дом и так далее, а вторую — уже на себя, на развлечения, отдых, необязательные покупки и остальные «хотелки».
— И как распорядиться той половиной, которая на будущее?
— На самом деле, можно как угодно — инвестировать, пользоваться разными банковскими продуктами или, как сейчас модно, криптовалютой. Но пока у тебя нет опыта и ты в этом плохо разбираешься, приходится доверять советам других. Вокруг известных спортсменов всегда много людей, которые могут помочь пристроить деньги, помочь с инвестициями. Но тут важно действительно доверять. Мне повезло. В 17 лет я подписал контракт с агентом, который потом представлял мои интересы в НБА с самого первого дня. Это был уже очень опытный человек, в качестве продюсера долго работавший с группой Aerosmith. Позже он стал спортивным агентом, и вот от него у меня всегда был правильный и нужный совет. Если мне нужен был, например, финансовый консультант, он всегда предлагал выбор: «Андрей, в твоем штате есть такое, такое и вот такое агентство». Всем можно было доверять, я уже сам выбирал в зависимости от цен на услуги или, например, специализации. При этом я слышал много историй и лично знал многих ребят, которые за карьеру могли заработать около $100 млн, но после ухода из спорта все потерять и остаться банкротами. Они доверяли неправильным людям, устраивали грандиозные вечеринки, имели несколько домов в дорогих штатах, автопарк на 20 машин. Но когда карьера заканчивается, доход резко падает. Чек на круглую сумму перестает приходить, а всю эту роскошь надо как-то поддерживать. На пять-шесть лет, может, и хватает, но деньги все равно когда-нибудь заканчиваются.
— Кошмарная ситуация. Как обанкротившийся баскетболист из нее выбирается?
— В этом плане НБА — великолепная организация, они не оставляют в беде своих бывших звезд. Дают им работу, помогают вернуться в баскетбол в том или ином виде. Также они делают все, чтобы помочь игрокам избежать таких историй. Каждый год они проводят различные курсы — по финансовой грамотности, по медиамаркетингу или PR. Туда приглашают специалистов с телевидения, маркетологов, рекламщиков, финансистов. Туда же о своем опыте приходили рассказывать ребята, которые потеряли заработанное состояние.
— Со спортом люди заканчивают в достаточно молодом возрасте, поэтому ведь карьеру еще можно в каком-то бизнесе продолжать?
— Да, но тут появляется новая проблема — ты заканчиваешь и вдруг осознаешь, что нигде, кроме спорта, ты не компетентен. Вообще ничего не умеешь — только играть в баскетбол. Поэтому всем ребятам, которые сейчас играют, посоветовал бы начать искать, что им может быть интересно после карьеры. Найти ту сферу, на которую ты мог бы переключиться после спорта. И если уж инвестировать, то в себя. Это самая лучшая инвестиция. В свое развитие, в свое образование. Хочешь играть на гитаре — иди учись. Или учи языки, получай диплом любой специальности — все, что угодно. Кстати, сделать это никогда не поздно. Например, последние три-четыре года я активно учу французский язык.
— Вы сами когда в себя начали инвестировать?
— Лет в 25-27. Тогда я пошел учиться в университет Беркли, выбрал онлайн-курс по финансовому управлению. Ездить в кампус не было возможности. Причем, выбрал это направление не для дальнейшей успешной бизнес-карьеры, а исключительно для себя, чтобы хоть немного понимать, как управлять своими собственными средствами, как их использовать.
— Действительно научились?
— В принципе, да. Не скажу, что все и всегда было безмятежно — неудачные инвестиции тоже случались. Хотя даже в этих ситуациях я чаще всего изначально понимал, что история довольно рискованная. Поэтому был готов к тому, что не получится. Но многое получалось и работало хорошо.
На мой взгляд, успех — в разнообразии. Нельзя все складывать в одну корзину: часть хранить наличными, часть вкладывать, например, в недвижимость со стабильным, но небольшим доходом, часть — в более рискованные предприятия, которые могут как выстрелить, так и прогореть. С другой стороны, это вовсе не значит, что я начал в этом хорошо разбираться! Просто учеба помогла мне обрести некую долю уверенности и спокойствия. Поэтому хочу повторить, что самые лучшие вложения — это вложения в себя.
— Профессиональные спортсмены — это люди с железным характером. Из таких могут получиться хорошие бизнесмены?