Легализация отходов
В последнее время мы много слышим про помойки, разбушевались они в этом сезоне: Балашиха, Волоколамск, Тула, Одинцово. Между тем помойки – верные и древние друзья человека, они не терпят невнимания, но того, кто отнесется к ним с любовью, всегда щедро одаривают царскими сокровищами.
Покажи мне свое помойное ведро, и я скажу, кто ты. Эта версия старого афоризма куда точнее оригинала: друзьями человек может обзаводиться самыми неожиданными (Цезарь вон с Брутом дружил, Христос – с Иудой), а вот мусор всегда будет бесстрастно фиксировать все нюансы твоей неповторимой биографии. Именно по мусору археологи и историки умеют воссоздавать реальность прошлого. Кносские дворцы и Помпеи – штука редкая, а вот бесчисленные помойки бережно хранят историю нашего вида с каменного века.
Прах веков
Именно в кучах мусора мы находим затупившиеся или бракованные каменные орудия, остатки костей раскрывают нам рацион наших предков, а уж с изобретением керамики мусорные кучи совсем разговорились – благодаря рисункам и царапкам на горшках и тарелках. Все эти новгородские берестяные грамоты, олдувайские скребки и чернофигурные амфоры на черном бархате музеев – мусор, который наши предки не хуже нас умели копить и вышвыривать тачками на свалку.
Одна из древнейших свалок, известных нам по имени, – это Геенна. Да, та самая геенна огненная, про которую в Библии пишут: «Лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную». Так именовалась долина к югу от Иерусалима, куда традиционно свозили всякий бытовой хлам, а также туши павших животных и тела казненных преступников. Когда хлама становилась много и он благоухал совсем уж нестерпимо, все сжигалось. Так себе местечко, в общем. Поэтому евреи скоро стали называть словом «геенна» любое страшное и отвратительное место, и в Евангелии знаменитая свалка уже символизирует собой ад.
А рядом с Римом, например, один из крупнейших холмов – Тестаччо – имеет полностью мусорное происхождение. Когда-то сюда вывозили вообще все помойки Рима Древнего, но до наших дней тут дожили в основном осколки амфор, и археологи роются там, как счастливые дети в песочнице.
Ситуация с отходами в Риме нам известна довольно хорошо. Мы знаем, например, что император Веспасиан придумал брать деньги за посещение общественных туалетов, взамен гарантируя жителям бесперебойный вывоз содержимого отхожих мест за личный императорский счет.
Именно Веспасиану по этому случаю приписывается фраза «деньги не пахнут», и, возможно, он был одним из первых мусорных гениев в истории человечества. По крайней мере, мы не знаем, кого впервые осенила мысль: «До чего же выгодное дело – этот мусор!» Во-первых, можно обязать жителей платить за его вывоз. Во-вторых, всегда можно разжиться дотациями из местной казны, получив вознаграждение за очистку города. В-третьих, мусор можно перерабатывать и продавать. Какой еще товар может давать прибыль в три конца и в каком еще производстве будут платить за выдачу тебе ресурсов?
Мы знаем, что император делал с отходами: он складывал их горками, посыпал землей и травой, а через пару лет продавал земледельцам компостное удобрение. Также мы знаем, что уже в те времена большая часть мусора у латинян перерабатывалась: любое дерево сжигали в печах, кости шли на костную муку, моча – на дубильный промысел, по улицам бродили старьевщики, скупавшие металлы и битое стекло на переплавку. Вот битые амфоры, девать было некуда, поэтому и пришлось устроить Тестаччо.
Конечно, не только латиняне были такие умные. В Японии, например, никакого мусора гуманитарного происхождения не наблюдалось вообще: все бережно прибиралось и шло в ход, вплоть до истертых соломенных сандалий, которые, как утверждает средневековый японский писатель Ихара Сайкаку, можно было переплести заново или хотя бы надергать из них соломы и сплести веревочки на продажу. А в Китае хороший тон предписывал гостю после обильного угощения сходить облегчиться на огород хозяев – в уголок для компоста.
А вот в средневековой и особенно в ранней индустриальной Европе с мусором дело обстояло куда сложнее. Застройка центра и, как следствие, уничтожение городских огородов (они были основными потребителями местных органических отходов), а также расширение города и удаление пригородов привели к тому, что органический мусор собирать и компостировать стало невыгодно. Ведь пока ты три часа с благоуханной телегой по пробкам будешь тащиться, у тебя лошадь бензина – или что там еще лошади потребляют – сожжет больше, чем ты выручишь у крестьянина за свой чудесный груз удобрений. Поэтому канализационные стоки начали переполняться. Даже великолепнейший, полезнейший в удобрительном плане конский навоз уже валялся на улицах, не вызывая ажиотажа у добровольных мусорщиков. Отсюда все эти апокалиптические записки горожан XVI–XIX веков о том, что пусть и неизвестно, когда именно состоится конец света, но вот каким он будет, нет никаких сомнений: мы все тут утонем в дерьме!
Когда принц Альберт, супруг королевы Виктории, в 1864 году лично открывал новую канализационную систему Лондона, ему истово рукоплескала вся местная общественность. Проблема была столь нешуточной, что никому и в голову не пришло шутить над предметом высочайшего попечения.
Однако весь прочий мусор в то же самое время продолжал оставаться большой ценностью. Например, у Диккенса в романе «Наш общий друг» подробно рассказывается о том, как сборщики мусора создавали огромные состояния и оставляли в наследство любимым детям насыпи пока еще не отсортированного мусора, которые превращались в прямом смысле слова в золотые горы.
Все тряпье шло на производство бумаги, металлы переплавлялись, из деревяшек прессовали брикеты для отопления и готовки. Стеклянные пузырьки мыли и развозили по фабрикам и аптекам. Из дохлых животных варили мыло, кости перемалывали и продавали для удобрения худосочных гераней в горшках. Дубильный промысел по-прежнему охотно принимал самую едкую и вонючую дрянь, необходимую для выделки шкур. Даже печную сажу собирали и делали из нее ваксу.