Помнить спасителей — не значит благодарить палачей. Ответ Александру Механику
Главный вывод из трагедии Холокоста — необходимость помнить о том, что евреи в России у себя дома и, храня память о спасителях в солдатских шинелях, не должны отдельно благодарить государство за решение своей участи в общей войне
Когда-то давно встретил чудное выражение: «Знай и люби свое место!» Это одна из самых афористичных формулировок советского менталитета.
Я благодарен знакомым Александра Механика, которые, как он сам пишет, обратили его внимание на мой текст «Есть ли у евреев долг благодарности по отношению к сталинскому СССР?» и побудили написать ответ. Я его текст увидел сам, без помощи знакомых, и рад возможности продолжить дискуссию.
Не вижу смысла обсуждать приводимые Александром Григорьевичем аргументы ad hominem — мою бестактность и мое болезненное мироощущение, о которых он почему-то пишет. Готов признать и эти, и многие другие свои грехи, но какое это имеет отношение к делу? На страницах «Сноба» обсуждается не мое персональное дело, а проблема, явно выходящая за рамки моих личностных особенностей. Не понимаю также, в чем и кого может убедить тот факт, что мои высказывания не совпадают с точкой зрения премьер-министра Израиля (которая, замечу, не столь однозначна, как это представляет в своем тексте господин Механик)? Но и не об этом речь.
Естественно любить свою страну. Комфортно при этом, хотя и неадекватно и недостойно интеллигентного человека, забывать или вытеснять из сознания ее преступления и, не обращая внимания на факты, верить в добрые дела, которых она не совершала. Нарисованная Александром Григорьевичем картина сочувствия советской власти евреям игнорирует и антисемитские действия СССР в начале Второй мировой войны, и послевоенную антисемитскую политику Сталина. Она настолько противоречит реальности, что об этом даже как-то неловко говорить. Спасибо, что Александр Григорьевич хоть не опровергает приводимые мной факты.