Майя Дерен, Аньес Варда, Жюстин Трие: 10 женщин, которые изменили киноиндустрию
Алиса Таежная — журналистка и кинокритик, куратор образовательных программ, автор и модератор курса «Женщины в кино 21 века».
Имена женщин в кинорежиссуре всегда были на втором плане, а историю кино до сих пор в первую очередь изучают именно по работам режиссеров-мужчин. Только в последние несколько лет в индустрии произошел заметный сдвиг. Кинокритик Алиса Таежная, автор и модератор курса «Женщины в кино XXI века» рассказывает о 10 важных шагах женщин в истории кино, без которых это искусство развивалось бы иначе. Правда, ко многим из них мировое признание пришло с большим опозданием
Алис Ги Блаше: первая женщина-режиссер в истории кино
До того, как кино превратилось в могущественную и прибыльную индустрию, в этой сфере было несколько женщин-экспериментаторов, снимавших как документальное кино, так и художественные фильмы. Уроженка Франции Алис Ги Блаше работала в одно время с изобретателями кинематографа братьями Люмьер и считается пионеркой в киноискусстве среди женщин. Она начала путь как секретарша в старейшей французской кинокомпании Gaumount, но сама стала писать сценарии для своих фильмов. Во время съемок она экспериментировала с крупностью планов, как многие ее современники до изобретения цветного кино раскрашивала черно-белую пленку, придумывала нестандартные экранные образы для меньшинств. Долгие годы упоминание Алис можно было встретить только в книжных главах о немом кино, но оцифровка ее работ и современные гендерные исследования, наконец, вытащили имя Алис Ги Блаше из небытия: теперь она широко известна в поп-культуре.
Смотреть: документальный фильм «Будь собой: Неизвестная история Алис Ги-Блаше» (режиссер Памела Б. Грин)
Майя Дерен: режиссер-сюрреалист
Благодаря экспериментам с монтажом и популярности психоанализа, кино 1920-х и 1930-х годов стало обращаться к символическим образам и нелинейному повествованию. Единственной заметной фигурой в сюрреализме того времени стала американка Майя Дерен. Отец Дерен был психологом, и именно от него Майя узнала о наследии Фрейда и Юнга, чьи идеи воплотила в женских образах на экране. Майя Дерен — признанный мастер ненарративного образного кино. Она интересовалась танцами, боевыми искусствами и языческими ритуалами. В большинстве фильмов харизматичная кудрявая девушка играла главные роли, а все фильмы снимала с мужем и друзьями.
Дерен умерла в нищете в 44 года из-за опухоли в мозге — последствия многих лет голодания и употребления сильных психотропных веществ, которые ей свободно выписывал лечащий врач. Так и не встроившись в американскую киносистему, она до конца жизни была верна своим художественным принципам и получила признание уже во второй половине XX века вместе с другими независимыми американскими режиссерами-авангардистами — Стэном Брэкеджем, Йонасом Мекасом, Кеннетом Энгером и Энди Уорхолом.
Смотреть: «Ведьмина колыбель», «Полуденные сети», «На берегу», «Ритуал в преображенном времени», «Божественные всадники: Живые боги Гаити»
Айда Лупино: успешная женщина-режиссер в Голливуде 1940-х и 1950-х
Уроженка Великобритании, Айда Лупино, как и многие европейцы ее поколения, смогла профессионально реализоваться в кино именно в США. На контрасте с большинством женщин Голливуда 1940-х и 1950-х она стала не только известной актрисой, но и плодовитым режиссером.
В те времена продюсеры, а не режиссеры, имели творческую свободу и принимали главные решения о финальном монтаже фильма, его рекламе, кастинге и маркетинге. Наличие собственной продакшен-компании дало Лупино карт-бланш на съемки жанрового кино (в том числе «мужского жанра» детективов) и продвижение нестандартных женских образов на экране. А начало актерской карьеры рядом с ведущими звездами обеспечило ее связями со всем Голливудом. Она имела смелость снимать кино об изнасиловании и болезнях, об угнетаемых женщинах — и уверенно чувствовала себя в мужском коллективе. Особенно ярко она проявила себя на телевидении — придуманные и написанные ей истории неоднократно переснимались и в более поздние годы как в кино, так и в сериалах. «Сумеречная зона», «Неприкасаемые» и «Моя жена меня приворожила» — в том числе плоды ее работы.