«Люди Икс: Темный Феникс» — последний фильм до покупки Fox компанией Disney, который задумывался эпичным, а вышел рассеянным
В прокате «Люди Икс: Темный Феникс» — яркое доказательство того, что кинокомиксы вошли в стадию перепроизводства. И впереди — темные времена.
В 1975 году маленькая рыжая девочка Джин Грей не вовремя открыла в себе способность к телекинезу и вместе с родителями угодила в автокатастрофу. Из больницы ее забрал профессор Чарльз Ксавье. Спустя 17 лет Джин стала гордостью команды “Люди Икс”, в целости и невредимости вернув на Землю американских астронавтов, которые повстречали в космосе нечто зловещее. Но это нечто зловещее, увы, успело вселиться в Джин, сделав ее изгоем среди изгоев — мутантом, которого боятся все остальные мутанты.
Одиннадцать фильмов во вселенной “Людей Икс” (“Темный Феникс” — двенадцатый) заработали в сумме $5,8 миллиардов — а с инфляцией выйдет и того больше. Но в пересчете на одну картину это меньше, чем у вселенной “Человека-паука” (там получается около $650 миллионов у каждой ленты), чем у DC (там — по $750 миллионов) и у Marvel (там — и вовсе под миллиард). И все же именно “Люди Икс” в июле 2000 года дали старт современным кинокомиксам — потому что ни “Блейд”, ни “Бэтмен”, ни “Супермен” на тот момент не были устойчивыми и продуктивными франшизами. Именно “Люди Икс” заложили тот цемент, из которого в итоге и выросли небоскребы Тони Старка и “Мстителей”. Рецепт его раствора — понятная гуманистическая идея, актеры из авторского кино, находчивые режиссеры, бесстыжая графика, агрессивная, но доходчивая декларация ценностей в диалогах и ставка на звездные семьи-ансамбли.
Сегодня смешно об этом вспоминать, но Росомаху сначала должен был играть Рассел Кроу. Но он, намахавшись мечами в "Гладиаторе", отказался — и посоветовал Брайану Сингеру своего друга-австралийца Хью Джекмана. Однако тот показался режиссеру слишком театральным и субтильным — и выбор пал на шотландца Стивена Дугрея Скотта. К счастью, его переманили в качестве злодея во франшизу “Миссия невыполнима” — и Джекман все же получил свой билет в большое кино. А интернат для детей-мутантов, который ему доверили охранять, стал идеальной метафорой общества внутри общества, семьи изгоев и иных. Сингер, до этого не снимавший блокбастеров, поставил комикс не как экстравагантный экшен, а как мрачный роман воспитания — в духе своего же “Способного ученика” (снятого, кстати, по повести Стивена Кинга). Но фильм выстрелил,