Не поступил? Живем дальше
Случилось страшное: ребенок не поступил в ВУЗ. Годы труда, уйма денег, надежды, тревоги – все мимо? Как будто рухнул свод, на котором держалась самооценка, важнейшая высота в жизни не взята. Вы проходите все стадии переживания горя: шок, отрицание, гнев… До принятия еще ох как далеко! А так ли все трагично?
Не поступил, потому что не готовился как следует, отлынивал и прогуливал
Ваши чувства: гнев и бессилие. Как говорится, можно притащить ишака к водопою, но даже шайтан не заставит его пить. В словах «готовиться» и «учиться» есть возвратный суффикс -ся, обозначающий, что действие переходит на объект. Вы не можете влиять на то, как ваш великовозрастный балбес усваивает (или НЕ усваивает) знания, вы даже не можете толком контролировать его передвижения по городу: сказал, что идет к репетитору, даже деньги взял, а где был и что делал – неведомо. Если дело обстоит именно так, это означает, что вам этот университет нужен гораздо больше, чем ему.
Где ошибка: в первоначальной оценке потребностей и мотивации выпускника. Возможно, вы силой заставляете его поступать на специальность, которая ему не интересна, а туда, куда хочется, – не разрешаете. Классический пример: девочка мечтает о сценической карьере, а ее пихают в экономический, «чтобы кусок хлеба был в руках».
Что делать: смириться, помочь найти подработку на ближайший год, в течение которого можно пробовать разные профессии. Внимательно смотреть, где вспыхнет интерес. Не позволять залечь на диван с планшетом, но дать официально пару месяцев на восстановление и передышку. Обозначить рамки («до сентября ты отдыхаешь, год был тяжелый, а потом выходишь на работу»).
Не поступил, потому что не справился
Ваши чувства: отчаяние и разочарование, сожаление и снова отчаяние: не знаете, как утешить.
Где ошибка: возможно, никакой ошибки нет, в каком-то смысле поступление – это лотерея. Попался тот единственный билет, который плохо знал, а проходной балл был близко к 100, вот и не прошел. Еще фактор: демографический взрыв или провал. Если «вашего» года поступает много, конкурс может зашкаливать, если идет четвертая волна послевоенного выбитого поколения – донесите документы до комиссии, и будет вам счастье. Например, в тот год, когда я поступала в университет, внезапно объявили отмену призыва для очников во всех вузах, а не только с военной кафедрой. Ну и ломанулись на филфак МГПИ все гуманитарные мальчики, которые раньше «не могли себе этого позволить». Никто не предполагал, прежде всего – сам вуз. Пришлось аж второй поток открывать, типа второй смены в школе. 500 человек на курсе было.
Еще вариант: переоценили возможности ребенка, не столько интеллектуальные, сколько устойчивость к стрессу, способность выдерживать длительное нервное напряжение.
Что делать: поддерживать, утешать, дать отдохнуть и начать реализовывать «План Б». Как, у вас не было второго плана? Вы серьезно? Ок, срочно его придумать. Если абитуриент амбициозен и вас тоже идея колледжа не греет, посмотреть конкурс в других городах. Хотя я бы рекомендовала работу по выбранной специальности, хотя бы для того, чтобы убедиться, что человека интересует именно журналистика, а не статус «я учусь на журфаке МГУ». Потратить этот год на психотерапию, возможно, тренинги психологической устойчивости, научиться расслабляться и медитировать.