Луч света в темном царстве. Как будет развиваться киноиндустрия после пандемии
Российское кинопроизводство вызывает огромное количество споров, несмотря на явные финансовые успехи как отдельных продюсеров, так и индустрии в целом, будто подхватив эстафету у отечественного автопрома. Однако сегодняшняя ситуация — самый подходящий момент, когда ему можно преодолеть всеобщее недоверие, считают Глеб Яковлев, управляющий директор инвестфонда ITI Funds, и Игорь Бочкарев, руководитель проекта Фонд CineFinance ITI Funds.
Ситуацию, которая сейчас сложилась в мире, частенько сравнивают с фильмами про глобальные катастрофы и апокалипсис. Пустые улицы, как в «Ходячих мертвецах», стремительная работа врачей, как в «Эпидемии» с Дастином Хоффманом, в новостях вирус выглядит и вовсе страшным, как в «Обители зла», из-за чего одна за другой возникают теории заговора. Киношники так долго и тщательно рисовали образ заброшенного мира, что он довольно плотно засел у нас в голове.
Кинематограф успешно манипулирует нашим сознанием, благодаря чему является и мощным финансовым инструментом. Голливуд этим успешно пользуется как в целях пропаганды, так и наживы. Российские кинематографисты только учатся это делать: пропаганда в советском стиле уже не работает, а в американском ещё научиться нужно.
До недавнего времени в отечественном кино умели использовать только производственную часть заработка, получая финансирование через телеканалы или Минкульт. Качество телевизионных сериалов тоже оставляло желать лучшего. Да, были исключения и там, и там, но в их основе лежал либо талант отдельных представителей индустрии, либо бюджет такого размера, что что-то оставалось и на кино.
И нельзя сказать, что то же министерство не боролось со сложившейся ситуацией. Но победить эту гидру в один присест не представлялось возможным.
В общем-то, поэтому качество отечественных фильмов оставляло желать лучшего. Зачем делать хорошо, когда можно и так заработать? В прокате заработать было очень сложно, американские ленты забивали прокат и в одну калитку побеждали российские фильмы. 1 млн долларов не может победить 100 млн долларов, по какому курсу ни считай.
Но совсем недавно, года три-четыре назад, российские продюсеры почувствовали аромат прокатной прибыли. Раньше как-то не очень получалось, а теперь, сложив несколько компонентов, они раз за разом стали получать от проката действительно интересные результаты.
Эта слаженная работа включает в себя:
- поддержку Министерства культуры, очищающего ключевые даты от американских блокбастеров;
- силовой резерв хорошей даты — праздник, каникулы, Новый год, День Победы;
- поддержку телевизионного канала, напоминающего огромной аудитории о важной премьере;
- крепкий рекламный бюджет (от 100 млн рублей), поделенный между ТВ и интернетом в пропорции 70/30;
- набор из двух-трех ключевых актеров (Петров, Машков, ну или Козловский с Федоровым);
- простенький сюжет;
- глянцевая картинка;
- музыка блокбастер-стайл.
Порой даже ошибки в позиционировании промокампании (постер, трейлер, название) не мешают собрать со зрителей в кинотеатрах более миллиарда рублей. К примеру, постер фильма Федора Бондарчука «Вторжение» (сиквел фильма «Притяжение») — это просто «шедевр». Из трейлера совершенно не понятно ничего, кроме того, что наши художники научились делать качественную компьютерную графику. При этом фильм собрал миллиард рублей.
Успех продюсеров подкреплен государственными невозвратными деньгами (не более 2/3 в бюджете фильма), продакт-плейсментом и предварительными продажами на телевидение, интернет-платформы и за рубеж.
Продюсеры попрактичнее стараются дорогих фильмов не снимать, чтобы максимизировать прибыль. Так, с удачного фильма, даже после того как кинотеатры заберут себе половину сборов, может набежать несколько сотен миллионов рублей. «Горько», «Полицейский с Рублевки», «Я худею», «Движение вверх», «Лёд», «Т-34», «Последний богатырь» — разные жанры, разные создатели, казалось бы, разная аудитория. Но стало ясно, что зрителей можно вытаскивать в кино. Пусть даже контент иногда хромает, но уже только на одну ногу.