Эпохи в цифре: как музеи попали к нам на экраны
На наших глазах формируется новая философия музейного дела и открываются новые возможности для внедрения высоких технологий - интегрированная с миром диджитал. И вот что из этого выходит.
Краткая история электронного музея
На самом деле конкретными вопросами музейной информатики специалисты начали заниматься ещё в 1980-х годы. Вот, к примеру, 1985 год, место действия Советский Союз. В Институте переподготовки работников культуры и искусства Минкульта СССР читают экспериментальный курс, посвященный использовании компьютеров в учреждениях культуры. Со следующего года курс лекций «Применение компьютеров в музее» уже включен в программу повышения квалификации музейных специалистов.
В 90-е годы первые персональные компьютеры появляются не только в крупных столичных, но и небольших региональных музеях. В середине девяностых наиболее компетентных российских специалистов в области компьютерной информатики объединяет профессиональный клуб АДИТ (Ассоциация по документации и новым информационным технологиям). В начале апреля 1996 года проходит знаменитая «дарвиновская» конференция «Компьютеризация в музеях» в Москве, а в Санкт-Петербурге в этом же году собирает участников первый Всероссийский симпозиум по философским проблемам виртуальной реальности, где обсуждают «третью природу» электронного музея и рассматривают виртуальную реальность как феномен науки, техники и культуры. В следующие годы аспекты музейной информатики обсуждаются профессиональным сообществом на конференциях в Санкт-Петербурге и Москве, Ярославле и Иваново. На ивановской конференции определяют стратегия развития музеев в сфере информатизации и основные принципы взаимодействия между субъектами информационной деятельности.
Вначале была «цифра»
Внедрение технических новшеств начинается с оцифровки музейных коллекций. Цифровые копии музейных экспонатов становятся основами мультимедийных экспозиций и виртуальных туров, комплексных интерактивных решений и других современных продуктов.
Ценные фонды из музейных коллекций поступают и в государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Только за 2019 год российские музеи передали сведения более чем о четырех миллионах музейных предметах. На страницах каталога можно найти фотографии таких неожиданных экспонатов, как «печать комитета по увековечению памяти Сергея Есенина» и «оттиск печати, принадлежавшей Н.В. Гоголю» – предметы находятся в коллекции Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, фотооткрытку со Светланой Светличной, издания Бюро пропаганды советского киноискусства – коллекция Горнозаводского краеведческого музея им. М.П. Старостина, «брелок сувенирный с изображением барельефа Л.И.Брежнева» из историко-краеведческого музея Набережных Челнов. Все они являются редчайшими